Последние обновления понятий

Морганатический брак

МОРГАНАТИЧЕСКИЙ БРАК, супружеский союз, где, вследствие слишком большого различия в происхождении супругов, муж не сообщал жене права состояния, которым он пользовался по своему рождению. Особенно популярными были морганатические браки в средневековой Германии, где резко различали благородную и неблагородную кровь. Еще до 1869 года в Пруссии брак лиц податного сословия с дворянами требовал специального разрешения королевской власти и согласия не менее трех представителей дворянства. В России морганатические браки не существовали, хотя редкие исключения имели место по Высочайшему повелению, когда кто-либо из членов Императорской фамилии вступал в брак с русской подданной.

Время Планка

В настоящее время не существует теории, объединяющей теорию гравитации искривленного пространства-времени Эйнштейна с принципами квантовой теории, хотя можно сделать до некоторой степени уверенные предположения о появлении полной теории в будущем. Одно из таких достаточно серьезных предположений имеет отношение к «единицам Планка» (также называемым «единицами Планка-Уилера») — системе измерения энергии, времени и расстояния, которая на равных основаниях объединяет гравитацию искривленного пространства-времени с квантовой теорией. Физики утверждают, что эти единицы могут быть составлены из фундаментальных физических постоянных: из скорости света, входящей в специальную теорию относительности, из постоянной Планка квантовой теории и из гравитационной постоянной Ньютона...

Tags: 

Анархисты во Франции 1789 года (Кропоткин)

Но кто же такие, наконец, эти анархисты, о которых так много говорит Бриссо и истребления которых он требует с таким ожесточением?

Прежде всего анархисты - не партия. В Конвенте существует Гора, Жиронда, Равнина, или, вернее, Болото, или Брюхо, как говорили тогда, но нет «анархистов». Дантон, Марат, даже Робеспьер или кто-нибудь другой из якобинцев могут иногда идти рука об руку с анархистами, но эти последние находятся вне Конвента.

Можно даже сказать, что они стоят выше его: они господствуют над ним.

Это - революционеры, рассеянные по всей Франции. Они отдались революции телом и душой; они понимают необходимость ее; они любят ее, живут и работают для нее....

Декларация прав человека

Принятая 26 августа 1789 года Декларация прав человека и гражданина отобразила все основные требования, выдвинутые буржуазной политической мыслью XVIII века.

Права человека, «droits de l'homme» — это «права члена гражданского общества, т. е. эгоистического человека, человека, обособленного от людей и общежития» 1.  «Свобода,— гласит статья 4 Декларации, — состоит в праве делать все, что не вредит другому». Границы, в пределах которых каждый может пользоваться этой свободой, определяются законом. Маркс, комментируя эту статью Декларации, говорит: «Речь идет о свободе человека как изолированной, уединившейся в себя монады» 2, — и далее продолжает: «...право человека на свободу не покоится на соединении человека с человеком...

Каста: история изучения (Куценков, 1983)

Каста в Индии относится к вечным сюжетам востоковедения. Интерес к ней не могут притупить пи время, ни перемены в жизни Южно-азиатского субконтинента. Главная причина этого — в научной значимости кастовой проблемы, в той роли, которую каста сыграла и продолжает играть в жизни индийского общества.

Но даже краткое обозрение того, как накапливались знания о касте, представляет немалые трудности. Исследователь не может жаловаться на недостаток материала. По некоторым оценкам, уже к 1945 г. число публикации по кастовой проблеме в Индии превысило 5 тысяч названий [Хаттон, 1963, с. XV]. Свыше трех с половиной десятилетий, минувших с тех пор, характеризовались дальнейшим увеличением числа публикаций. Сегодня общий фонд печатных изданий о касте с трудом поддается обозрению...

Суфизм: социальная этика (Янгузин, 2007)

Раскрывая проблему человека в философии суфизма, нельзя не затронуть и социально-этической проблематики. В лирической поэзии суфийских мыслителей встречается огромное количество стихов этического содержания, свидетельствующих о жизнеутверждающем и жизнерадостном смысле их этических воззрений и говорящих о том, что в отношении к официальному шариатскому морально-правовому ригоризму и суровому аскетизму крайнего суфизма суфии в основном занимали позицию «жизнерадостного свободомыслия», т.е. находились в социальной оппозиции.

 Принципы суфийской этики, моральные нормы и жизненная позиция суфиев резко отличались от официальных социально-этических норм и порядков, господствующих в феодально-теократическом обществе средневековой эпохи...

Административно-территориальное деление

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ (АТД), часть политико-территориального устройства государства, в соответствии с которой строится система органов гос. власти и местного самоуправления. Представляет собой иерархическую систему составных частей гос. территории (административно-территориальные единицы) с их административными центрами. В России административно-территориальные единицы субъектов Федерации: район, город районного подчинения, область (край), город областного подчинения. Система АТД обеспечивает сбор налогов и контроль центральных властей за местными органами власти; размещение органов власти и гос. управления, способствующее наилучшему выполнению этих функций; территориальную организацию гос. служб – санитарной, почтовой, пожарной и др.; государственное регулирование разных сфер жизни общества; организацию деятельности муниципального хозяйства...

Селена

Селена — в греческой мифологии олицетворение луны; дочь титанов Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Эос. Существовал миф о любви Селены к Эндимиону, которого она посетила ночью в Латмийской пещере в Карии. Селену обольстил Пан, подарив ей стадо белоснежных ягнят. К Селене обращали слова заклятия, желая привлечь возлюбленного. Эти колдовские манипуляции были особенно действенны при полном сиянии Селены. Отождествлялась с Артемидой и Гекатой. Соответствует римской богине Диане.

Постгляциальный период

ПОСТГЛЯЦИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (англ. Postglacial period, нем. Nacheiszeit), продолжается от конца эпохи ледников плейстоцена (8300 год до н. э.) до настоящего времени и включает пыльцевые зоны IV-X в североевропейской схеме (…). Подразделениями Постгляциального периода в Северной Европе являются пребореальный (8300–7700 годы до н. э.), бореальный (7700–5500 годы до н. э.), атлантический (5500–3000 годы до н. э.), суббореальный (3000 — 500 годы до н. э.) и субатлантический (500 год до н. э. — до настоящего времени) периоды (см. Спорово-пыльцевой анализ, Позднегляциальный период, Растительности зоны).

Реклама и пропаганда

В последнее время [изд. 1974 года] на Западе, особенно в США, стала явной тенденция фетишизировать рекламу, приписывать ей почти мистическую силу. Так, уже упоминавшийся Маршалл Маклюэн объявил рекламу самостоятельным каналом массовой информации наравне с телевидением, радио, прессой и т. д. Он пишет о рекламе с некоторым налетом языческого мистицизма: «Реклама — это пещерное искусство XX века. Когда в 20-е годы говорили о доисторическом человеке и люди были потрясены рисунками в пещерах Эльтамира, они не замечали (как и мы сейчас) тайного окружения магических форм, которые мы называем рекламой. Подобно рисункам в пещерах, реклама предназначена не для того, чтобы на нее смотреть, а скорее для того, чтобы оказывать влияние на расстоянии, как при телепатии. Подобно рисункам в пещерах, реклама является средством не частного, а корпоративного выражения. Она представляет собой водовороты коллективной силы, необычайные виды энергии, изобретенные человеком нового племени»...

Акали (Семенова, 1963)

Начало общего кризиса капитализма сопровождалось в Индии новым подъемом антиимпериалистического движения, принявшего небывало широкий размах и всенародный характер. В антианглийских выступлениях, охвативших в 1918—1919 годах почти всю страну, принимали участие пролетариат и крестьянство, интеллигенция и национальная буржуазия. Конгресс, самая влиятельная буржуазная партия страны, возглавил борьбу индийского народа, ограничив ее, однако, рамками ненасильственного сопротивления.

Бурный подъем антиимпериалистического движения и особенно усиление революционной активности масс заставили Англию пойти на некоторые уступки имущим классам Индии. ..

Прибаутки

Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. Некоторые ученые (Г. Н. Потанин, В. И. Даль, А. Ф. Можаровский, А. Марков), видимо, по признаку наличия юмористических тенденций, к прибауткам относили произведения других жанров (считалки, перевертыши, скороговорки, дразнилки и т. д.). Успешно решала вопросы классификации детского фольклора О. И. Капица. Но и она не смогла провести грани между собственно прибаутками и песенками для детей...

Гладиаторы (СИЭ, 1963)

ГЛАДИАТОРЫ (лат. ед. ч. gladiator, от glaudius - меч) - в Древнем Риме рабы, осужденные преступники и другие лица, прошедшие специальное обучение для вооруженной борьбы между собой. Бои гладиаторов, возникшие в Риме под влиянием этрусков, сначала были измененной формой ритуального убийства рабов и начиная с 3 века до н. э. сопровождали похороны знатных лиц. К 1 веку до н. э. гладиаторские бои теряют ритуальный характер, становясь забавой толпы. Развитию гладиаторских боев способствовало стремление представителей правящих кругов в период кризиса Римской республики завоевать популярность среди городского населения. В 65 году до н. э. Цезарь, будучи эдилом, устроил бой 320 пар гладиаторов. Гладиаторов обучали в специальных школах с суровым режимом...

Мунус (Носов, 2010)

В Древнем Риме игры, сопровождавшиеся сражениями гладиаторов, получили название мунус (во множественном числе - мунера). У нас они больше известны под названием гладиаторские игры, и в дальнейшем эти термины будут использоваться как синонимы.

Что же такое гладиаторские игры? Чем отличались гладиаторские игры от, скажем, средневековых турниров, судебных поединков или просто от выяснения отношений двумя вооруженными людьми? Как определить понятие «гладиатор»? Вопрос принципиальный, так как ответ на него служит отправной точкой для определения места возникновения и периода распространения гладиаторских игр. Чтобы найти истоки какого-либо явления, нужно первым делом разобраться с терминологией...

ЛЕФ и Маяковский (Янгфельдт, 2009)

Маяковский и Лили провели несколько дней в Петрограде, в гостинице, чтобы "разные Чуковские" не узнали об их пребывании в городе — им не нужны были сплетни сродни тем, которые так щедро распространял Чуковский пять лет назад. Когда Рита навестила Лили в день их возвращения в Москву, та ее встретила словами: "Володя написал гениальную вещь!" Уже вечером несколько друзей и коллег пришли послушать авторское чтение нового произведения, а на читке, состоявшейся следующим вечером, квартира была набита битком. Новость распространилась быстро: Маяковский написал гениальную вещь...

Становление буддизма: среда (Шарма, 1987)

Буддизм зародился и получил свое первоначальное развитие в государствах Магадха и Кошала на востоке Уттар-Прадеша и в Бихаре. Будда большую часть жизни провел в Бихаре, и там же, на Северо-Востоке Индии, вскоре после его смерти были проведены один за другим три буддийских собора в Раджагрихе, Вайшали и Паталипутре. Почему именно Северо-Восток Индии стал в VI—IV веках до н. э. колыбелью буддизма; не возникли ли неортодоксальные секты как естественная реакция на ритуализм ведийской религии? Но ритуализм имел гораздо более глубокие корни на западе Уттар-Прадеша, чем в его восточной части в Бихаре, где он вызывал отрицательную реакцию. Видимо, не в этом его истоки. Верное объяснение возникновению нового религиозного движения, по нашему мнению, следует искать в существенных изменениях условий материальной жизни народа...

Трибы и курии

На всем протяжении долгой римской истории продолжали жить в более или менее модифицированном виде социальные организмы, возникшие в период первобытности: род, триба, курия, семья. Они настолько сохранились (и в повседневной жизни, и в юридическом языке), что мы зачастую встречаемся с ними в разного вида поздних источниках. Это обстоятельство не ускользнуло от внимания ученых. Начиная с конца прошлого века и особенно в текущем столетии ставился вопрос о характере и об отношении названных общественных групп к государству, а также о соотношении одноименных социальных форм в до-государственную и государственную эпохи...

Бальдер

Бальдер (или Бальдр) — в скандинавской мифологии бог добра и красоты, гибнущий от козней злых богов и оплакиваемый всей природой.

Во второй половине XIX века ряд немецких ученых (А. Кун, Макс Мюллер и др.) отстаивали теорию, согласно которой мифологические боги являются олицетворением сил природы. Эта теория, которую называют «солярной» (солнечной), оказала свое влияние и на Гауптмана. Поэтому Бальдер рассматривается у него как «сын солнца». При этом в словах Раутенделейн и в монологах Генриха навязчиво проводится параллель между Бальдером—могучим и светлым богом, и самим Генрихом, символически воплощающим в драме «творческое начало»...

Дворянство Франции в XVI-XVII веках (Мандру, 2010)

Восторженно идеализируя благородное прошлое рыцарства, современники без труда описывали эволюцию, разворачивающуюся у них на глазах. В 1576 году — по общему признанию, в самый разгар Религиозных войн — Клод Атон писал:

«В минувшие дни дворяне Франции получали этот благородный титул от королей и принцев за свое мужество и добрую службу, которую они оказывали этим принцам и королям, и своей родине, Франции. Они были благочестивыми, верными, набожными, мудрыми, благоразумными, кроткими, добрыми и милосердными по отношению к своим подданным и другим людям… Дворяне, которые некогда являлись воплощением благородства, ныне — грабители, убийцы, еретики, неверные и непочтительные, идолопоклонники, безумцы, жестокие, гордые и высокомерные, они похищают имущество других людей, кощунствуют и угнетают народ…»

Антисемитизм во Франции

Необычайный успех книги Эдуара Дрюмона «Еврейская Франция» (1886), с которой Альфонс Доде познакомил светские круги, вероятно, обязан тому, что в ее повествовании сливаются сразу несколько идейных течений: здесь в какойто степени присутствует католицизм («кто говорит о еврее, тот говорит о протестанте»), в какой-то — социализм, враждебно воспринимающий «евреякапиталиста». Этот успех поразил всех наблюдателей той эпохи. И в будущем он лишь возрастет, поскольку чувство антисемитизма постепенно усиливается в самых разных слоях общества.

Первый из общественных слоев, пораженных антисемитизмом, — это христиане, издавна настроенные враждебно к иудеям. Они продолжают жить благодаря преподаванию Закона Божьего...

Страницы