Религия

РЕЛИГИЯ (лат. religio — набожность; святыня, предмет культа) — 1) мировоззрение мироощущение, поведение, культовые действия, основанные на верованиях, ритуалах, вере в чудодейственные силы, существа в виде Бога или богов, являющихся объектами поклонения; 2) учение, постулирующее существование незримой высшей силы, направляющей все явления и процессы во Вселенной.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 438.

 

Даосская практика бессмертия

Формирование религиозного даосизма относится к началу эпохи Хань (206 год до н. э.— 25 год н. э.). После длительной вражды философских школ даосов, легистов, конфуцианцев, после падения империи Цинь (249—207 годы до н. э.) — оплота легистов, даосы соперничали с конфуцианцами в стремлении оказать влияние на претендентов на престол новой династии, чтобы получить возможность осуществить свои политические идеалы. Так, Чжан Лян, государственный деятель и известный даос, занятый поисками бессмертия, оказавший поддержку Лю Бану, ставшему первым императором новой династии, имел определенный вес при Гао-цзу...

Богомильство: космогония (Ангелов, 1954)

Учение богомилов было тесно связано с гностицизмом, принципы которого лежали в основе учения павликиан и мессалиан. Известно, что гностицизм был одним из наиболее ярко выраженных религиозно-философских течений в первые века христианства. Стремление к познанию, к расширению умственного кругозора, жившее в людях древнего мира на протяжении столетий, переплеталось в гностицизме с идеей спасения души, идеей, присущей христианской религии 1. Исходя из этих двух положений гностики проповедовали, что человек может спастись только в том случае, если вера сочетается в нем с познанием, если он проникнет в самые непостижимые, глубоко сокрытые тайны вселенной. Такой человек становился уже «совершенным», обладающим одновременно и нравственной силой веры и силой разума, и был подготовлен к тому, чтобы войти в круг «избранников божиих»...

Штундисты – наследники богомильства? (Стеллецкий, 1902)

В 60-х годах настоящего столетия, под влиянием немецких колонистов, возникла на юге России новая религиозная секта, весьма близкая к ереси богомилов, известная под именем штундизма или штунды 1). Первыми последователями, распространителями и вожаками этой секты были малороссы-крестьяне Михаил Ратушный, Иван Рябошапка (Херсонской губернии), Герасим Балабан (Киевской губернии) и др.; приходившие на юг России на заработки к немцам-колонистам. Эти работники, живя в немецких колониях, иногда удаленных на десятки верст от православных храмов, не имея общения с православным обществом в молитве и таинствах, не слыша поучений православных пастырей, оторванные от своей семьи, не могли устоять против соблазнов немецких пасторов и совращались в штунду. И вот штундизм быстро распространился в южной и отчасти западной России, проник даже в среднюю полосу ее, так что духовная власть должна была прибегнуть к чрезвычайным мерам для борьбы с ним...

Буддизм и синтоизм: сближение через культ предков

Непрекращавшиеся контакты между адептами двух религий, стойкость синтоистских стереотипов религиозных представлений и поведения, политика царского рода и т. д. приводили к взаимовлиянию буддизма и синтоизма. Важной сферой проявления такого взаимопроникновения являлись храмы.

Уже первые записи хроники «Нихон сёки», связанные с распространением буддизма, позволяют сделать вывод о том, что буддизм под влиянием родовых культов синто был во многом осмыслен в рамках представлений родового строя. В указе Суйко, например, содержится повеление почитать «три сокровища».

В ответ на это повеление подданные стали возводить буддийские храмы, «чтобы обеспечить благоденствие своих предков» [Нихон сёки, Суйко, 2—2— 1, 594 г.]. Не слишком многочисленные данные ранней буддийской эпиграфики также свидетельствуют о сближении двух религий через культ предков. На статуе Амида (Амитабхи) из храма Кансиндзи в Кавати сохранилась надпись 598 г., в которой говорится...

Ками (НРЯ.С, 2008)

Ками являются объектом поклонения в синто. Что означает слово «ками»? В первую очередь этим термином уважительно именуются благородные, священные духи, что подразумевает почитание их власти и достоинств. Все существа и предметы имеют таких духов, и в некотором смысле все они могут называться ками или рассматриваться как потенциальные ками. Однако поскольку термин несет в себе смысл почитания, его, как правило, не применяют к обычным людям или предметам.

Среди объектов или явлений, которые с древних времен обозначались как ками, имеются такие категории, как рост и плодородие; природные явления - ветер, гром; природные объекты - солнце, горы, реки, деревья, скалы; некоторые животные; духи предков. К последней категории относятся духи предков императора, знатных семей и в целом всех людей...

Литература и религия Вед (Синха, Банерджи, 1954)

Значение Вед. В течение многих поколений Веды передавались из уст в уста. Поэтому они известны как шрути (то, что слушается). Благоговение, с которым индусы всегда относились к Ведам, дало им возможность пронести через века такое огромное литературное произведение в устной передаче, причем за это время оно либо вовсе не получало новых дополнений, либо таких дополнений было очень мало. Современный индийский автор С. И. Дас Гупта в первом томе своей «Истории индийской философии» следующим образом оценивает значение Вед для индусского мировоззрения: «История религий Индии претерпела значительные изменения в период после ведической цивилизации...

Хоссо

Физическим основателем школы Хоссо (кит. Фасян) был Куйцзи (632—692), известный также под именем Цзыэнь-даши, ученик крупнейшего китайского буддийского деятеля Сюань-цзана. Куйцзи произвел систематизацию канонической литературы школы, ее доктрин [Уи, 1941, с. 172, 173]. В Японии учение Хоссо изучалось и распространялось главным образом в том виде, в каком представил его Куйцзи [Юки, 1956, т. 1, с. 15]. Свое именование — Хоссо («знак [вид] дхарм») школа получила по названию главы в «Сутре о понимании глубокой тайны» [Додзю, 1899, с. 10]. Часто ее именуют также Юисики-сю (школ «только-сознания») или Юга-сю (школа йоги) [Додзю, 1899, с. 11]. Эти названия отраж аю т разные стороны учения школы...

Омотокё

Несмотря на усилия богословов секты Тэнрикё доказать исключительность этого учения, нетрудно заметить, что эта теологическая доктрина, создававшаяся в период, когда в Японии были хорошо известны такие давно сложившиеся и детально разработанные религиозно-философские системы, как буддизм, конфуцианство, синтоизм и христианство, носит эклектический характер. Тезис о вездесущем и всеобъемлющем боге возник, по-видимому, не без влияния монотеистических религий. Признание существования других богов, кроме бога Тэнри, хотя бы и созданных им, равно как обрядовая сторона, связывает Тэнрикё с синтоизмом, представления о переселении душ — с индуистско-буддийскими верованиями, патерналистский характер отношений между людьми и Богом-родителем — с конфуцианским этическим учением и т.д...

Обоготворение царя

В древнейших деспотических государствах религия служила для укрепления авторитета царя и всего аппарата государственной власти. В религиозной проповеди видное место занимало учение о том, что царь есть божество, что власть ему вручена непосредственно богами и что поэтому царю следует повиноваться, как земному богу. В свете этого учения всякий социальный протест и бунт против царя должны были казаться преступлением против религии, а, следовательно, делом вообще невозможным и осуждённым на неудачу.

Идеология обоготворения царя достигла в Египте особенно чёткой формы, так как Египетское государство почти непрерывно просуществовало в течение нескольких тысячелетий, достигло в пору своего расцвета большой военно-политической мощи...

Гула

Гула. Вавилонская богиня излечения и богиня — покровительница врачей. Ее самый важный храм был в Истине, но ее почитали и в других городах. Ее священным животным была собака, и в ее святилищах можно видеть керамические фигурки собак. Эти фигурки приносили те, кто молился ей об излечении и вылечился. Ее мужа называли по-разному — Нинурта, Пабилсаг и Абу. Из-за того что, по крайней мере, два из них были связаны с сельским хозяйством, ее свадьба могла символизировать медицинское использование растений. Гула дала жизнь двум детям, богу Даму и Ниназу, оба они посвятили себя искусству излечения.

Страницы