Мифология

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia — распространение мифов, сказаний) — 1) совокупность преданий о богах, демонах, героях, их деяниях, сотворении мира; 2) наука, изучающая мифы; 3) коллективные представления, основанные на фантазии, вымысле.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 282.

+ + +

МИФОЛОГИЯ — может восприниматься как определенная наука, объектом изучения, анализа для которой является собственно миф. С точки зрения текста мифология может трактоваться как свод, система, собрание мифологических текстов.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 176.

 

Панафинеи

ПАНАФИНЕИ (Panatnnaia) - древнейший аттический праздник в честь богини Афины; происходил ежегодно. Панафинеи восходят к доисторическому времени. Первоначально местный афинский праздник (назывался Atnnaia), Панафинеи при Тесее (по преданию) становится общеаттическим (panatnnaia - всеафинским) праздником. В программу панафиней со времени Писистрата (6 век до н. э.) входили состязания певцов-рапсодов, музыкальные, гимнастические, конные состязания.

Нармада

НАРМАДА (РЕВА) - священная река, а также имя богини, ее персонифицирующей. С ней связано не так много легенд, как, например, с Гангой. Согласно одной из известных легенд, бог Сурья некогда благословил ее, повелел течь на запад и называться Нармада. Быстрое течение реки обкатывает гальку, придавая ей форму линги, что усиливает репутацию реки как священной. Добродетельной акцией почитается паломничество от устья Нармады до ее истоков по одному берегу и возвращение обратно по другому (в общей сложности это занимает около двух лет)...

Ману

МАНУ - имя нескольких персонажей индийской мифологии. Ману предстает как общий предок людей (именуемых манушья или манава), как единственный человек, спасенный богом Вишну от потопа. Ману, сын Солнца (Вайвасвата), считался первым царем, родоначальником Солнечной и Лунной династий, прекратившим хаос и установившим на Земле законность (дхарму) и порядок налогообложения (в 1/6 долю доходов).

Иов

Иов (еврейское — «истерзанный», «ненавидимый») — набожный человек, живший в земле Уц, между Едомом и Пустынной Аравией. История его рассказана в библейской «Книге Иова». Иов был очень богат, имел семерых сыновей и трех дочерей. Сатана в споре с Богом подверг сомнению глубину праведности Иова. Тогда Бог позволил Сатане поразить Иова несчастиями: враги и молния уничтожили его стада, буря разрушила дом, под развалинами которого погибли и дети. Сам Иов был поражен тяжелой болезнью. Но все эти испытания не заставили Иова возроптать против Бога. К последнему его подталкивала жена, друзья убеждали его исповедать нераскаянный грех, но Иов не желал ни роптать на Бога, ни брать на себя несодеянный грех...

Древнегреческая мифология и религия

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ. Древнегреческая мифология как совокупность сказаний древних греков о богах, демонах и героях представляла попытку первобытного человека осмыслить окружающую действительность и являлась обобщенным перенесением родовых отношений на природу и общество. Древнегреческая мифология, не представлявшая застывшей картины, должна рассматриваться в постоянном изменении, отражающем развитие социально-экономических отношений в обществе.

В пределах первобытнообщинной формации, когда древнегреческая мифология была наивной идеологией, непосредственной верой в богов и демонов, основными периодами ее развития были матриархат с его тотемизмом, фетишизмом, магией, диким и чудовищным анимизмом и патриархат с его антропоморфизмом, художественно разработанным политеизмом (многобожием) и стремлением к соразмерным, гармоничным формам...

Пан

ПАН (Pan) - в древнегреческой мифологии бог лесов, покровитель пастушества, охоты, рыболовства; позднее (ко 2 веку до н. э.) всеобъемлющее божество природы. Культ Пана, возникший в Аркадии, с 5 веке до н. э. распространился в других областях Греции. Изображался с рогами, козлиными копытами, бородой, хвостом. У римлян отождествлялся с Фавном.

Культ Солнца

Солнце представлялось египтянам грозной стихией небесного огня, царившего в мертвой пустыне, и одновременно началом тепла и света, необходимых для жизни человека. Центром солнечного культа в древнейшую эпоху был город Иуну, который греки называли «городом солнца» (Гелиополь), сохранявший своё значение крупного религиозного центра в течение всей истории древнего Египта.

В эпоху Древнего Царства культ солнца усиливается и постепенно превращается в государственный культ верховного божества в связи с централизацией Египетского государства. Таким верховным богом объявляется бог солнца Ра, имя которого писалось наглядным гиероглифом кружка с точкой посередине, обозначающим блистающий солнечный диск. Имя бога Ра входит составной частью в имена фараонов IV династии — Хафра и Менкаура. Фараоны V династии строят в честь бога Ра роскошные храмы...

Парджанья

ПАРДЖАНЬЯ - ведийское божество дождя и грома. Воплощает плодоносящую силу дождя, почитается также как бог плодородия. Сын Дьяуса, в Ведах именуется сыном или супругом Притхиви, богини земли; иногда именуется отцом Сомы. Выступает обычно в образе быка. Его супруга Ваша — олицетворение дождевой тучи в образе коровы. Уже в Ведах Парджанья затмевается фигурой Индры, окончательно вытеснившего Парджанью из пантеона в послеведийский период.

Грама-дэвата

ГРАМАДЭВАТА (буквально божество деревни) — объект коллективного почитания у индуистов, бог — покровитель той или иной местности, нередко именно деревенское божество. Входит в число трех основных божественных персон, вместе с родовым и личным божеством (соответственно куладэвата и иштадэвата), почитаемых каждым верующим индуистом. Грама-дэвата обычно имеет особый храм (иногда — жертвенник очень простых форм), который посещается жителями округи, а раз или два в год здесь устраиваются торжеств, празднества в честь Грама-дэвата...

Асура

АСУРА - сверхъестественное существо, дух. В «Ригведе» означает древних богов изначального мира (см. Веды), но уже в младших Ведах утверждается в значении демона, врага богов (дэва). Асура рассматриваются затем постоянно как класс демонических существ, противопоставляемый богам (как ракшасы — людям, пишачи — теням усопших). В Ведах Асура выступают обычно в змееподобном облике, в послеведийской мифологии их образы антропоморфизуются; они разделяются на 2 рода — дайтьи и данавы, сыновья Дити и Дану, старших (вместе с Адити) жен Кашьяпы...

Страницы