Мифология

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia — распространение мифов, сказаний) — 1) совокупность преданий о богах, демонах, героях, их деяниях, сотворении мира; 2) наука, изучающая мифы; 3) коллективные представления, основанные на фантазии, вымысле.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 282.

+ + +

МИФОЛОГИЯ — может восприниматься как определенная наука, объектом изучения, анализа для которой является собственно миф. С точки зрения текста мифология может трактоваться как свод, система, собрание мифологических текстов.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 176.

 

Дажьбог (Баландин. 2007)

ДАЖЬБОГ. Переводить имя этого бога вроде бы нет никакого смысла: для русского человека оно звучит привычно и понятно, соответствуя часто повторяемому: «Дай Бог!». Но как полагают исследователи, «бог» в имени языческого божества производное от древнеиндийского «бхага», означающего «богатство». Таким образом можно предполагать, что Дажьбог почитался, во всяком случае в далекой древности, как податель богатства.

В «Слове о полку Игореве» дважды говорится о русских как о Дажьбожьих внуках. С каких пор его стали считать прародителем русских? Скорее всего, сравнительно поздно. Ведь и собирательное понятие «русский» достаточно широко распространилось менее двух тысячелетий назад...

Шочикецаль

ШОЧИКЕЦАЛЬ («Цветочное перо»). Эта богиня искусства, страстной любви, молодой женской сексуальной силы, цветов и плотского удовольствия являлась покровительницей ткачих, руководила беременностью и родами, а также заботилась о молодых матерях. Она выполняла те же функции, что Тоси, Тласольтеотль и другие старые богини, но при этом всегда оставалась молодой и прекрасной. Её изображают с венком на голове, украшенным изумрудными перьями птицы кецаль.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 207.

Хентиаменти

ХЕНТИАМЕНТИ, «первый из страны Запада», т. е. из царства мёртвых. В Абидосском некрополе зародилось почитание его. Хентиаменти изображался в облике лежащей собаки. Он был приближенным бога Анубиса, естественно, велико его значение в загробном мире. Когда богом загробного царства стал Осирис, заменив Анубиса, Хентиаменти стал близок ему.

Словарь египетской мифологии. Сост. Швец Н.Н. М., 2008.

Тесей (СИЭ, 1971)

Тесей, Тезей (Tnseus), - легендарный афинский герой и царь (по традиции приблизительно 13 век до н. э.). Согласно античной традиции, совершил ряд подвигов: победил разбойников Синида, Коринета, Скирона, Прокруста, чудовищного Минотавра, калидонского вепря, марафонского быка, спускался в подводное царство, участвовал в войне с амазонками и походе аргонавтов и многом другом.

Тласольтеотль

ТЛАСОЛЬТЕОТЛЬ. У этой богини довольно странное имя и не очень благородная суть: «Пожирательница нечистот». Однако она считается одним из наиболее древних божеств Центральной Америки. В мифах ацтеков она выступает в разных ипостасях: богиня земли и плодородия, греховности и покаяния, владычица ночи, прародительница…

Однако ее происхождение принято связывать с древнейшей так называемой «Богиней с косами», покровительницей съедобных улиток и водных растений. Почему эта высокочтимая богиня превратилась в пожирательницу нечистот, а в таком неприглядном облике все-таки удостаивалась поклонения? Ничего подобного вроде бы не встречается у других богов...

Уэуэтеотль

УЭУЭТЕОТЛЬ («Старый бог»). Бог огня домашнего очага и повелитель огня. Его изображают в виде старика, сидящего со скрещенными ногами и положившего на колени руки. У него нередко встречаются некоторые черты Тлалока, что свидетельствует о связи между этими двумя божествами. На голове у него покоится огромная жаровня, в которой курят фимиам или даже разводят огонь.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 202.

Тлалок (Баландин, 2007)

ТЛАЛОК. Так называли ацтеки бога небесных стихий, дождя, грома и молнии, который одновременно повелевал всеми съедобными растениями (его имя означает: «Заставляющий расти», «Взращивающий»). У майя аналогом этого божества был Чак («Топор»).

Может показаться странной связь топора с молнией, дождем и произрастанием полезных растений. Однако такая связь существует: подсечно-огневое земледелие предполагает вырубку или подрубку леса топором, сжигание срубленных деревьев, устройство возделанного поля и животворные дожди, способствующие богатому урожаю.

Авсень

АВСЕНЬ (Баусень, Таусень, Усень, Говсень, Овсень, Овсей), в дохристианской Руси языческое божество, связанное с Новым годом, со сменой времен года, с началом весеннего солнечного цикла и возрастания плодородия, воплощал в себе начало года – прибытка (урожая).

Имя этого божества упоминалось еще в начале XX века в песнях-колядках, или овсеневых песнях, распеваемых во время праздника на стыке старого и нового года, по церковному календарю в день Василия Великого (Васильев вечер, 1/14 янв.). Во время пения овсеневых песен поющие обыкновенно бросали зерна разного хлеба и овса, которые затем собирали и хранили до весеннего посева. В Малороссии в этот вечер комнату уставляли снопами...

Ометеотль (Агилар-Морено , 2011)

ОМЕТЕОТЛЬ («Бог двойственности» ). Ометеотль правит на самом верхнем небе, в Омейокане, на 13-м небе и в «месте дуальности». Это первичная созидательная сила. Он объединяет в себе как мужское (Ометекутли), так и женское начала (Омесиуатль), и носит имена Тонакатекутли и Тонакасиуатль, супружеской четы, известной как «Господин и Госпожа нашей жизни». Ометекутли и Омесиуатль являются небесной парой, которая отправляет души людей на Землю, где те рождаются. Поэтому они связаны с Ошомоко и Сипактональ, престарелыми, божественными прародителями человеческой расы.

Кецалькоатль (АС, 1990)

КЕЦАЛЬКОАТЛЬ (Quetzalcóatl), на языке нахуатль имя бога ацтеков, обычно изображавшегося в виде пернатой змеи (…). Кецалькоатль был богом самопожертвования, покровителем искусства и ремесел, давшим людям земледелие и календарь. Считался также богом ветра и богом утренней звезды. Его культ проявляется в Теотихуакане в классический период, а впоследствии во многих других городах Мексики. Он был важной фигурой раннего пантеона тольтеков (отождествлялся с местным правителем), его изображения появляются на территории майя после тольтекского вторжения в Чичен-Ицу.

Страницы