Мифология

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia — распространение мифов, сказаний) — 1) совокупность преданий о богах, демонах, героях, их деяниях, сотворении мира; 2) наука, изучающая мифы; 3) коллективные представления, основанные на фантазии, вымысле.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 282.

+ + +

МИФОЛОГИЯ — может восприниматься как определенная наука, объектом изучения, анализа для которой является собственно миф. С точки зрения текста мифология может трактоваться как свод, система, собрание мифологических текстов.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 176.

 

Дакша

ДАКША в Ведах — один из второстепенных богов группы Адитья, но уже в поздних гимнах «Ригведы» это имя носит божество, принимающее черты бога-отца, в брахманах Дакша отождествляется с Праджапати. Позднее Дакша — устроитель изначального жертвоприношения, приведшего к ссоре с Шивой, на него не призванным: Шива сносит Дакше голову, которую потом заменяют головой козла — с нею Дакша обычно представлен в иконографии. В пуранах Дакша выступает как отец жены Шивы — Сати, которая после их ссоры сжигает себя на костре. В послеведийской мифологии Дакша именуется сыном Брахмы.

Калавада

КАЛАВАДА (времясловие, доктрина Времени) — мифопоэтическое учение, представлявшее собой, по-видимому, экспликацию пессимистического и фаталистического мировоззрения древнеиндийского героического эпоса. Тексты Калавады содержатся главным образом в «Махабхарате». Основные идеи Калавады: Время (Кала) — величайший бог, который создает и разрушает мир; оно обтекает или объемлет собой весь мир. Вселенная тонет в океане Времени, где таятся чудища — Старость и Смерть. Время — все уносящий поток, ветер, играющий людьми, как стеблями травы, огонь, сжигающий все живое.

Гандхарвы

ГАНДХАРВЫ - класс духов или полубогов. Параллели в мифологиях других индоевропейских народов (например, памирские жиндуры, греческие кентавры) свидетельствуют о том, что данная мифологема восходит, по-видимому, к общеиндоевропейской эпохе. Образы небесного духа Гандхарвы, связанного с сомой, в Ригведе и водного демона Гандаревы, связанного с хаомой, в Авесте — представляют собой, вероятно, результат некоей жреческой религиозной реформы в индо-иранский период.

Бхарата

БХАРАТА - имя царя, от которого ведут свое происхождение упоминаемые в «Ригведе» воинственные бхараты; в «Махабхарате» — царь Лунной династии, сын Душьянты и Шакунталы, общий предок двух соперничающих ветвей рода — Пандавов и Кауравов. Согласно пуранам, Бхаратой зовется древний царь первой манвантары, «периода Ману»; в «Рамаяне» же это имя носит младший брат Рамы, сын Дашаратхи, хранивший престол, пока тот находился в изгнании (как символ веры в возвращение законного престолонаследника Бхарата водрузил на трон Рамы его сандалии, — эпизод, часто символически используемый в литературе).

Парашурама

ПАРАШУРАМА (Рама с топором; иначе: Рама Джамадагнья, Рама Бхаргава) — легендарный брахман-воитель, живший в Трета-югу. Первоначально, по-видимому, шиваитский герой, Парашурама начал со временем рассматриваться, однако, как одна из аватар Вишну.

Сын брахмана-подвижника Джамадагни (из рода Бхригу) и царевны Ренуки, он с детства обнаруживал воинственность и, в частности, никогда не расставался с железным боевым топором. Одним из величайших подвигов Парашурамы индуисты считают то, что он, по приказу своего отца и наставника Джамадагни, заподозрившего Ренуку в греховных помыслах, без колебаний обезглавил собственную мать, продемонстрировав тем самым, что преданность наставнику — выше любви к матери. ..

Шакти

ШАКТИ - божественная сила или энергия, женская манифестация божества, главным образом в шиваитской мифологии. Шива, бог-абсолют, постигается через его энергетические проявление, воплощенное в универсальном женском начале. Он пассивен и трансцендентен, а шакти — его имманентная активная ипостась. Шакти может принимать различные формы — от локальных божеств (семейных, родовых, племенных и т. п.) до великой богини-матери, воплощенной в образах супруги Шивы (Дурги, Кали, Умы, Парвати).

Лила

ЛИЛА (игра, представление, развлечение, притворство). 1) Термин, означающий деяния бога, производимые им по собственной воле, легко, «играючи». Чаще всего речь идет о таких играх на земле — с людьми и для людей: проказы Кришны, подвиги Рамы. На юге тамильское слово «тирувилеиядаль» (священная игра), соответствующее лиле, означает различные деяния Шивы, запечатленные в средневековом памятнике «Тирувилеиядальпуранам» («Пурана о священных играх Шивы»). 2) Мистериальная народная драма Северной Индии, возникшая в XVI веке в связи с религиозным движением бхакти.

Нараяна

НАРАЯНА - возможно, аборигенное по происхождению божество, в ведизме отождествляемое с богом-творцом, Брахмой-Праджапати. Владыка аскетов и учитель йоги, Нараяна некогда был связан с человеческим жертвоприношением и погребальным обрядом; издревле именуется Бхагаваном — «Владыкой», «Подателем благ». Согласно брахманской концепции 4 вьюх, первыми двумя манифестациями Нараяны выступают Васудэва-Кришна и Санкаршана-Баларама, — свидетельство синкретизма его мифологии.

Лакшми

ЛАКШМИ - богиня богатства и процветания, супруга (шакти) бога Вишну, сопровождающая его повсюду, в том числе в различных его аватарах (Рукмини как супруга Кришны, Сита как супруга Рамы). Имеется несколько легенд о ее происхождении: она родилась из Молочного океана во время его пахтания богами и асурами; была дочерью святого мудреца древности Бхригу; явилась как одна из трансцендентных форм праматери бы бытия Майи; возникла как третья часть женской сущности, порожденной слиянным теджасом Брахмы, Вишну и Шивы.

Юга

ЮГА (буквально ярмо, упряжка для скота) — в мифологической хронологии понятие, которое обозначает самую мелкую единицу исчисления времени, основанную на представлении о божественном, в противоположность человеческого времени. 4 юги образуют махаюгу и обозначаются терминами для игры в кости (крита, трета, двапара и кали), что соответствует костям в 4, 3, 2 и 1 очко. Теми же цифрами обозначается сравнительную длительность юг: каждая последующая укорачивается на ¼ по сравнению с предыдущей. Укорачивание, ускорение времени свидетельствует об ухудшении дхармического состояния вселенной.

Страницы