Мифология

Богиня-небо и ее супруг (в египетской мифологии).

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia — распространение мифов, сказаний) — 1) совокупность преданий о богах, демонах, героях, их деяниях, сотворении мира; 2) наука, изучающая мифы; 3) коллективные представления, основанные на фантазии, вымысле.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 282.

Фантастический сюжет в росписи этрусского кратера:
Битва пигмеев с журавлями. Глина. IV век до н. э.

МИФОЛОГИЯ — может восприниматься как определенная наука, объектом изучения, анализа для которой является собственно миф. С точки зрения текста мифология может трактоваться как свод, система, собрание мифологических текстов.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 176.

 

Аврора (Холл, 1996)

Аврора (греч. Эос). В греческой мифологии богиня утренней зари, часто называемая Гомеров «розовоперстной». Она была сестрой Гелиоса (бога Солнца). Каждый день она вставала с ложа, оставляя своего престарелого супруга Титона еще спящим, и вела Гелиоса на небо. На греческих вазах она изображалась с крыльями. Она едет на колеснице, запряженной четверкой лошадей (квадрига). Или ее можно увидеть стоящей в скорбной позе — она оплакивает сына, которого убил Ахиллес в Троянской войне. Предание гласит, что утренняя роса — это слезы, пролитые ею по нему. Аврора — популярная фигура барочной живописи, украшавшей своды дворцов XVII века, — она правит колесницей, запряженной двойкой или четверкой лошадей, или скачет на крылатом коне Пегасе. Всюду на своем пути она рассыпает цветы. Бородатый Тифон может наблюдать, как она мчится...

Миф как «болезнь языка» (Найдыш, 2004)

Движение от мифа к реальной истории, принципы и методы которого были успешно разработаны Баховеном, — это одна сторона системного взаимодействия мифа и общества. А вторая сторона представлена движением от истории к мифу, от знания конкретно-исторических характеристик общества к знанию соответствующей ему мифологии. Каким образом возможны постижение и выражение этой второй стороны системного взаимодействия мифа и общества, мифа и реальной истории? Прежде всего, разумеется, через те исторические элементы культуры, которые должны быть закономерно связаны с мифом. Важнейшим из них является язык...

Ведьмак

ВЕДЬМАК (укр. видьмак, видьмар, видьмун; белорус, ведзьмак, ведзьмар) — персонаж восточнославянской демонологии. Как и ведьма, В. может быть прирожденным и наученным. У прирожденного В. может не быть усов и бороды, волос на теле, либо вообще нет половых органов, у него есть небольшой хвостик с четырьмя волосками; изображение в зрачках перевернуто вверх ногами. У ведьмака две души: человеческая и демоническая (ср. Двоедушник), душа ведьмака может выходить ночью из тела через отверстие под коленной чашечкой, под бедром или под копчиком. Ведьмак способен быть оборотнем, он превращается в мотылька, коня, волка и т.п. Ведьмака, как и ведьму, можно распознать: если под церковным порогом закопать косточки ножек ягненка — тогда ведьмак не сможет выйти из церкви...

Праджапати (Немировский, 2001)

Пищи же в мире, могущей прокормить Агни, не нашлось, и понял Праджапати, что Агни сожрет его. От испуга он открыл рот и выронил свою Силу сила же его — Речь — появилась после Агни второй. Чтобы принести жертву, Праджапати потер ладонью ладонь, и они лишились волос. Продолжал тереть Праджапати ладони, пока из них не вылились жертвенное масло и молоко, но они смешались с волосами, отделившимися от ладоней. Поэтому он опрокинул эту смесь в огонь, и превратились волосы в корни и стебли растений, и мир радостно зазеленел.

Так, принеся жертву, Праджапати продлил себя и спасся от обжоры Агни Так же и тот, кто совершает всесожжение, спасает себя от Агни, готового его сожрать, а когда человек умирает, его возлагают на огонь, сжигающий лишь тело, и он возвращается к жизни из пепла...

Дионис (СИЭ, 1964)

Дионис (Dionysos) - в древнегреческой мифологии и религии бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия; сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Долгое время не входил в число олимпийских богов. Культ Диониса, восходящий к крито-микенской эпохе, был земледельческим, пользовался особой популярностью среди сельского демоса, особенно почитался в Дельфах и Аттике, где его культ поддерживал Писистрат. Мифы о Дионисе имеют ряд вариантов. В мифе о страдании, смерти и воскрешении Диониса нашли свое отражение представления греков о жизни природы, умирающей и возрождающейся. Дионис известен и под другими именами: Вакх, Бассарей и др.; в Риме - под именем Вакха.

Родогунда

Однажды археологи извлекли из земли часть какой-то статуи из серого мрамора. Через три года они нашли еще один обломок, а затем голову. Когда ученые все три части сложили, перед ними предстала прекрасная полуобнаженная женская фигура, высеченная из белоснежного мрамора и задрапированная в серый. Высокая тонкая шея и слегка наклоненная вперед, совершенная по своим очертаниям голова, властное, волевое лицо. Такое же, как у греков, понимание красоты тела, но удивительно своеобразная трактовка выражения лица.

По поводу этой статуи II — I веков до н. э. было высказано несколько предположений. Скорее всего скульптор изобразил парфянскую принцессу — жену одного из селевкидских царевичей, которого парфяне держали в плену, Родогунду. Древний историк и писатель Полней рассказывает, что в тот момент, когда Родогунда начала мыть волосы, к ней пришел вестник. Он сообщил, что один из подвластных народов поднял восстание...

Кала

КАЛА (Время) — архаическое божество, персонификация циклического времени (существительное «кала» в санскрите восходит к индоевропейскому корню со значением вращения, сравните русское «коло» и т. п.). Издревле циклическое время в индийской традиции метафорически описывается в виде Колеса Времени (калачакра). Времени как главному космогоническому фактору посвящены два гимна «Атхарваведы» (XIX, 53, 54).

Архаическое представление о круговороте времени как о благом явлении, залоге вечного возвращения души в мир живых сменяется затем в проникнутом пессимизмом и фатализмом мировоззрении эпоса на концепцию кала как всепожирающего божества всеобщей неизбежной гибели (см. Калавада)...

Ашшур

АШШУР (Ashur), или Ассур, божество солнца, главный бог города Ашшур и Ассирии в целом. Благодаря ассирийской агрессии он завоевал главенствующее положение среди других богов Месопотамии. Город Ашшур, религиозная столица ассирийской империи, лежит в 60 милях (96,5 км) к югу от Мосула. В источниках он первоначально выступает как пограничный пункт аккадской империи, затем становится независимым городом-государством и столицей могущественной державы, падение которой в 612 году до н.э. оказалось для него гибельным. Жизнь возобновилась в нем на короткое время при парфянах. При раскопках 1903–1914 годов исследовались районы храмов, дворцов и стен, внутри храма Иштар был заложен стратиграфический шурф для изучения слоев 3-го — начала 2-го тысячелетия до н. э. Техника шурфовки использовалась в археологии Месопотамии впервые.

Демонизм как тема творчества

ДЕМОНИЗМ, восходящее к библейской мифологии обозначение отношения к миру, предельная цель которого — разрушение существующих духовных и материальных ценностей, вплоть до обращения мира в ничто. Демонизм основывается на абсолютной свободе воли его носителя, который воспринимает эту свободу прежде всего как свободу от моральных обязательств перед людьми, утверждает её как свободу проявления его собственных волеизъявлений и в противовес идеям добра и любви выдвигает идеи тотального скептицизма. Мысль о необходимости разрушить и пересоздать мир на основании свободы воли, обусловленная личной обидой носителя демонизма на мироустройство, обосновывается им путем доказательств того, что мир «не состоялся» и что бессмыслица переполняет мир...

Ананта

АНАНТА (буквально бесконечный, беспредельный) — великий змей в индуистской мифологии, всегда сопутствующий Вишну. Участвует в одной из устойчивых иконографических композиций вишнуизмаВишну в йогическом сне возлежит на огромном змее (Ананта), свернувшемся в кольца; у ног бога — его супруга Лакшми; из пупа Вишну вырастает лотос, на котором восседает Брахма. Мифологически эта сцена чаще всего локализуется в небесном царстве Вишну Вайкунтхе; в некоторых мифах — в царстве Вод, расположенном за царством Ночи. Ананта также по приказу Брахмы поддерживает Землю. Когда боги снаряжали Дургу на войну с демонами, Ананта снабдил ее браслетом, сплетенным из змей (см. также Шеша). Иногда Ананта считается царем змей.

Страницы