Риторика

РИТОРИКА (RHETORIQUE). Искусство дискурса (в отличие от красноречия как искусства речи), направленного на убеждение. Риторика подчиняет форму со всеми ее возможностями убеждения содержанию, то есть мысли. Например, такие формы, как хиазм, антитеза или метафора, сами по себе ничего не доказывают и не способны служить аргументом чего бы то ни было, но как вспомогательное средство они могут помочь в убеждении. Поэтому не следует злоупотреблять риторическими приемами. Риторика, тяготеющая к самодостаточности, перестает быть риторикой и превращается в софистику. Риторика необходима, и только самодовольные люди могут думать, что без риторики легко обойтись. Лучшие умы человечества не брезговали риторикой. Возьмите Паскаля или Руссо: блестящее владение ораторскими приемами отнюдь не помешало каждому из них стать гениальным писателем и мыслителем. Правда, признаем, что Монтень на их фоне смотрится выигрышнее — он более непосредствен, более изобретателен и более свободен. Он гораздо меньше стремился убедить кого-либо в своей правоте, ему вполне хватало истины и свободы. Впрочем, нельзя сказать, что он полностью обходился без риторики, — просто он лучше других умел сохранить свою независимость от риторики. Как говорится, сначала обучись ремеслу, а потом забудь, что ты ему учился.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 496-497.

Софизмы непоследовательности

Софизмы непоследовательности или неправильного рассуждения, т. е. такие, в которых тезис «не вытекает» из доводов, встречаются тоже очень часто. В таких случаях иногда говорят: «отсюда (т. е. из довода) ничего еще не следует»; или «ваш довод ничего не доказывает» и т. п. К сожалению, подробно анализировать такого рода софизмы на страницах этой книги неудобно. Для этого нужны некоторые предварительные знания из логики. Здесь возможно лишь привести из них некоторые, наиболее важные и легко понятные каждому.

Прежде всего, надо упомянуть «ложное обобщение». Человек приводит несколько примеров того, что такие-то лица или такие предметы обладают известным признаком и т. д., и без дальнейших рассуждений делает вывод...

Софисты (Коджаспирова, 2001)

СОФИСТЫ — платные преподаватели философии, математики, мифологии, поэтики, этики, политики и особенно риторики в Древней Греции периода расцвета афинской демократии. Они выдвинули идеал способного или сильного человека, ориентированного на достижение личного успеха. В процессе обучения красноречию впервые стали разрабатывать вопросы стиля и способствовали развитию грамматики. Именно у софистов впервые воспитание понимается как особая сфера человеческой деятельности.

Научный функциональный стиль

НАУЧНЫЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ - функциональный стиль речи (см.), связанный с научной деятельностью и отражающий особенности теоретического мышления. Основная цель в научном функциональном стиле — сообщить адресату новое знание о действительности и доказать его истинность. Основные признаки научного текста — это объективность, системность, логическая доказательность, отвлечённость от всего случайного.

Образ адресата

ОБРАЗ АДРЕСАТА — в лингвистике текста, риторике: обобщённое представление о будущем слушателе или читателе создаваемого автором сочинения. Учитываются демографические характеристики адресата (пол и возраст), его образование и уровень культуры, род занятий, предрасположенность к задуманному автором типу общения (мотивация), по возможности — психологические особенности. Если адресат групповой, образ аудитории моделируется по тем же параметрам, при этом аудитория может быть однородной и разнородной по одному или нескольким параметрам.

Панегирик (Гурьева, 2009)

ПАНЕГИРИК (греч. panegyricos — торжественный, праздничный) в эпоху Античности надгробная речь, перечислявшая и восхвалявшая заслуги видного государственного или военного деятеля. В дальнейшем панегирик стал звучать в обращении к живым (проза или стихи похвального, иногда льстивого содержания). Становится основной формой придворной европейской поэзии в XVI-XVII веках (в русской литературе — в XVII-XVIII веках). Как литературный жанр исчезает в XIX веке. Остается в употреблении лишь в качестве понятия с переносным смыслом, обозначающим чрезмерную похвалу не по заслугам.

Монологическая речь

МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ – форма (тип) речи, образуемой в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Иногда монологическая речь определяется и как интраперсональный речевой акт. Для монологической речи характерны значительные по размеру фрагменты текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющих индивидуальную композицию и относительную смысловую завершенность.

Речь

РЕЧЬ, речевая деятельность, общение, опосредствованное языком; один из видов коммуникативной деятельности человека. Речь возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. В научной литературе существуют противоречивые взгляды на сущность и функции речи: Б. Кроче считает речь средством эмоционального выражения; О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер приписывают речи две основные функции — выражения и коммуникации. Для А. Марти, П. Вегенера речь — только средство воздействия. К.

Интонация

ИНТОНАЦИЯ - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений, экспрессивной, эмоциональной окраски. Интонация речи содержит в себе информацию не меньшего объёма, чем её смысловое содержание.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 290.

Неориторика

НЕОРИТОРИКА — риторика нового времени (со второй половины XX века). С помощью термина неориторика подчёркивается поиск новых риторических идей на базе современных синтетических учений: теории коммуникации, психолингвистики, теории текста. В то же время в этом термине выражается преемственность по отношению к классической (античной) риторике, в которой описана целостная программа мысле-речевого созидания текста.

Иллокуция

ИЛЛОКУЦИЯ (иллокутивная функция, сила, иллокутивный акт) — в лингвопрагматике: компонент речевого акта (см.), содержанием которой является выражение коммуникативного намерения (интенции — см.) говорящего. Иллокуция дополнительна по отношению к локуции, или содержанию речевого акта, выраженному семантикой языковых единиц, так, в высказывании Лестница очень крутая на локутивное фактическое сообщение могут накладываться иллокутивные (интенциональные) смыслы предупреждения и извинения. Обычно иллокуция соответствует прямому информативному смыслу высказывания: Иди обедать.

Страницы