Философия

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo —люблю и sofia — мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих (Мировоззрение) вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Рождение Ф. как специфической формы духовной деятельности было обусловлено великим культурным переворотом в Древней Греции (8—5 вв. до н. э.), общественно-политической основой которого явилась полисная демократия, открывшая дорогу к свободному обсуждению политических, социальных н духовно-нравственных проблем. Термин «Ф.» впервые встречается у древнегреческого математика и мыслителя Пифагора (ок. 580—500 до н. э.), истолкование же Ф. как особой науки впервые предпринял Платон...

Далее см. полное определение понятия "философия".

Плерома

ПЛЕРОМА (греч. πλήρωμα – полнота) – термин, встречающийся в различных христианских, гностических и герметических доктринах и обозначающий: 1) полное или целостное присутствие духовного начала: «потому что в Нем обитает вся полнота Божества (παν το πλήρωμα τῆς θεότητος) телесно», Колос. 2.9; 2) в системе Валентина (и в ряде др. гностических учений) – порождаемый Богом (или возникающий в результате эманации) целостный духовный универсум, состоящий из соединенных попарно эонов (расположенных иерархически духовных сущностей), своего рода горний мир, образ неповрежденного мироздания...

Неопозитивизм

НЕОПОЗИТИВИЗМ, одно из основных направлений буржуазной философии 20 века. Неопозитивизм возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки,— роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Являясь современной формой позитивизма, неопозитивизм разделяет исходные принципы последнего, отрицая возможность философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе знания особью функции, которые не осуществляются специально-научным знанием...

Саткарья-вада

САТКАРЬЯ-ВАДА (санскр. satkāryavāda – учение о предсуществовании следствия [в причине]) – доктрина причинности в индийской философии, противостоящая асаткарья-ваде (учению о непредсуществовании следствия [в причине]). Саткарья-вада утверждает, что в этом мире ничто не возникает и не исчезает, а только переходит из латентного состояния в проявленное. Разделяется санкхьей, ведантой и мимансой. В санкхье формулируется следующим образом: «Поскольку то, чего нет, не может возникнуть, поскольку [следствие] нуждается в причине, поскольку все не возникает из всего, поскольку причина производит только то, что соответствует ее потенциалу, и [следствие] имеет природу причины, – следствие предсуществует»...

Противоположность

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ, один из двух «борющихся» моментов конкретного единства, которые являются сторонами противоречия. Различают внешние и внутренние противоположности: если внешние противоположности выступают как полюсы противоречия, взаимно предполагающие и одновременно исключающие друг друга, но существующие как относительно самостоятельные (например, пролетариат и буржуазия), то внутренние противоположности, отрицая друг друга, находятся в отношении взаимного проникновения (например, общественный характер производства и частнокапиталистический способ присвоения). См. Единство и борьба противоположностей.

Ризома

РИЗОМА (фр. rhizome - «корневище» от греч. rizoma - «корень», например, четыре корня-стихии у Эмпедокла) - понятие, предложенное Ж. Делезом и Ф. Гваттари как альтернатива структурному способу организации множественности. Термин почерпнут у К.Г. Юнга, в книге «Воспоминания, сновидения, размышления» следующим образом выразившего свою мысль: «Жизнь всегда представлялась мне подобной растению, питающемуся от своего собственного корневища. Жизнь в действительности невидима, спрятана в корневище. Та часть, которая появляется над землей, живет только одно лето». Но проблему, подтолкнувшую к разработке «концепта» ризомы...

Сатта

САТТА (санскр. sattā, абстрактное существительное от причастия sant – существующий) – понятие индийской философской школы вайшешика, обозначающее существование, бытие, но не как нечто отличное от существующих вещей, а как общее их свойство. В этом смысле сатта является «высшей универсалией» (парасаманья), превосходящей по своему «объему» все «ограниченные универсалии» (апарасаманья) типа «субстанциальности», «качественности» и т. п. Эта вечная универсалия, охватывающая все сущее, неизменно пребывает, даже если конкретные вещи появляются и исчезают. В то же время вайшешики различают также свойство обладать бытием (сатта самбандха, буквально – связь с бытием), т.е. быть субстратом высшей универсалии бытия, которое может принадлежать конкретным субстанциям...

Орфики

Орфики — члены религиозно-философских, мистических сект Древней Греции, учение которых связано с именем героя сказания об аргонавтах Орфея, легендарного певца и музыканта. Орфизм учил, что в человеке злая титаническая природа соединена с божественным дионисийским началом. Пифагореизм — религиозно-философское учение в Древней Греции VI—IV веков до Р. X., считавшее своим основателем Пифагора, создавшего в Кротоне религиозную общину, сосредоточенную на проблеме спасения. Он учил о метемпсихозе, очищении посредством познания музыкально-числовой структуры космоса, о дуализме души и тела.

Индийская философия: период «высокой схоластики»

ПЕРИОД «ВЫСОКОЙ СХОЛАСТИКИ» (9–15 вв.) отмечен постепенным «изгнанием» буддизма из Индии и, соответственно, серьезным сужением круга реальных участников индийского «дискуссионного клуба», появлением философов-энциклопедистов типа Вачаспати Мишры (9 в.), работавшего в традициях пяти брахманистских систем, а также созданием синтезов типа ньяя-вайшешики и «новой ньяи» Гангеши Упадхьяйи (13 в.), достижения которой сопоставляются с современной логикой.

Вольфовская школа

ВОЛЬФОВСКАЯ ШКОЛА — группа немецких философов середины 18 века, последователей и сторонников рационалистической метафизики Хр. Вольфа. Наиболее значительные представители: Г. Б. Бильфингер (1693—1750), введший в оборот понятие «Лейбнице-вольфовская философия», вызвавшее возражение самого Вольфа; Л. Ф. Тюммиг (1697—1728), впервые выделивший онтологию в самостоятельную и основную часть системы метафизики; И. Хр. Готтшед (1700— 1776), крупнейший поэт и теоретик классицизма, первый историк вольфовской школы; Ф. Хр.

Даймониум

Даймониум Сократа. Даймониум (греческое daimonion — «божественное») — философское понятие, встречающееся у Сократа и Платона. Означает способность людей, выступающих в качестве советников, предлагать рациональные решения в общих интересах. Это качество толковалось как божественное. Даймониум Сократа Ксенофонт считал искусством предсказания, Платон — совестью (см. об этом у Платона: «Федр», 242 в — см. «Апология Сократа», 40а).

Здесь цитируется по изд.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991, с. 523.

Страницы