Философия

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo —люблю и sofia — мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих (Мировоззрение) вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Рождение Ф. как специфической формы духовной деятельности было обусловлено великим культурным переворотом в Древней Греции (8—5 вв. до н. э.), общественно-политической основой которого явилась полисная демократия, открывшая дорогу к свободному обсуждению политических, социальных н духовно-нравственных проблем. Термин «Ф.» впервые встречается у древнегреческого математика и мыслителя Пифагора (ок. 580—500 до н. э.), истолкование же Ф. как особой науки впервые предпринял Платон...

Далее см. полное определение понятия "философия".

О нигилизме (Бодрийяр, 2015)

С нигилизма исчезли мрачные краски в стиле Вагнера и Шпенглера, черные, как копоть, цвета конца XIX века. Он больше не берет своего начала ни в Weltanschauung [мировоззрении] декаданса, ни в метафизическом радикализме, порожденном смертью Бога и всеми теми последствиями, которые из нее вытекают. Сегодняшний нигилизм — это нигилизм транспарентности, и в определенной степени он более радикальный и решительный, чем его предыдущие исторические формы, ведь эта прозрачность, это пребывание в подвешенном состоянии — неотъемлемые признаки системы и любой теории, претендующей на ее анализ. Когда Бог умер, еще был Ницше, чтобы провозгласить об этом, — великий нигилист перед лицом Вечного и перед трупом Вечного. Но перед симулятивной транспарентностью всего на свете, перед симулякром материалистической или идеалистической завершенности мира в гипер-реальности (Бог не умер, Он стал гипер-реальным) уже больше нет теоретического и критического Бога, чтобы распознать своих...

Неотомизм (Орлов, 1985).

Среди этих течений [течений объективно-идеалистические трактовки человека – ред.] наиболее видное место занимает неотомизм, опирающийся прежде всего на идеи средневекового итальянского философа и теолога, основателя томизма Фомы Аквинского (1225—1274). С позиций неотомизма природа, иерархически построенная в порядке перехода от простого, несовершенного; к сложному, более совершенному, является результатом божественного творения, которое понимается как процесс «инкарнации» (воплощения) различных по степени совершенства душ или форм в материю.

Являясь официальной философией католической церкви, стремящейся сохранить свое влияние в изменяющемся мире в эпоху НТР и крупных социальных преобразований, неотомизм пытается максимально приспособиться к данным современной науки: 

Структурализм в теории мифа

Последняя значительная теория мифа была выдвинута со структуралистских позиций французским этнологом Клодом Леви-Строссом. Подход к структурному изучению мифов намечался до Леви-Стросса в «символических» концепциях у Кассирера и Юнга. Но, как уже отмечалось в своем месте, представление Кассирера о структуре носило еще во многом статический, гештальтистский характер; ему также недоставало понимания социальной природы коммуникации и неразрывной связи мифологического символического языка с социальной коммуникацией. Юнг, как указывалось, в некоторых пунктах близко подошел к Леви-Строссу, но у него они не были развернуты, и анализы Юнга и Леви-Стросса шли в различных плоскостях: психологической — у первого и логической — у второго. Юнговскому соотношению инстинктивного и сознательного соответствует соотношение природы и культуры у Леви-Стросса...

Богосознание

БОГОСОЗНАНИЕ - 1) в древних учениях и иногда у современных авторов означает сознание человеком своего божественного достоинства, достигаемое на высших ступенях самопознания. 2) Христианские мыслители предпочитают говорить о богосознании как об осознании присутствия Бога в душе человека: Присутствие живого Бога мы действительно сознаем, не когда мы размышляем о Нем, а чаще всего лишь в минуты трагической борьбы за само существо нашей жизни, когда нам непосредственно открывается бесконечная глубина и абсолютный смысл нашего бытия. (С. Франк). Центральность присутствия Бога в сердце человека означает, что все божественное в человеке делается лишь сказуемым нового Подлежащего. (о. П. Флоренский). 3) С. Трубецкой признал абсолютную истинность или абсолютную подлинность Богосознания Христа...

Пудгала (Ильичёв, 1983)

ПУДГАЛА (санскрит, буквально — индивидуальность, характер, душа), понятие древнеиндийской философии, имеющее особое значение в джайнизме и ряде школ буддизма. В джайнизме — материя (материал), один из видов адживы — вечной, несотворённой и неразрушимой недуховной субстанции; физическая основа существующего. Пудгала обладает качествами осязаемости, вкуса, запаха, цвета, звука. Единицей пудгалы является мельчайшая частица — ану (атом). Ану занимает одну точку пространства, но имеет вес и обладает способностью двигаться. Пудгала количественно неизменна, но может иметь определенные состояния, т. е. подвергаться модификациям. Существует шесть модификаций пудгалы различных степеней тонкости, более грубые формы пудгалы образуют всё воспринимаемое органами чувств. Наиболее тонкие формы пудгалы, недоступные для наших чувств, образуют различные виды кармической материи, которая пронизывает душу (дживу) и обусловливает её передвижение...

Онтология (СЗФ.ЭС, 2009)

ОНТОЛОГИЯ (от греч. on - сущее и logos - учение) - учение о бытии, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия. Термин был введен Р. Гоклениусом в 1613 году, но уже в античной философии сформировались различные варианты о. как учения о бытии как таковом, которое было связано с различением бытия и небытия, подлинного бытия и неподлинного существования. Принципиальный поворот в понимании онтологии был осуществлен И. Кантом, который подверг традиционную о. критике за догматизм и натуралистическое понимание бытия и предложил трактовать ее как «аналитику рассудка», выявляющую фундаментальные принципы полагания реальности человеком...

Статистическая и динамическая закономерность

СТАТИСТИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ — формы проявления закономерной связи между предшествующими и последующими состояниями систем. Динамическая закономерность — форма причинной связи, а также связи состояний, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, в силу чего знание начальных условий дает возможность точно предсказать дальнейшее развитие системы. Динамическая закономерность действует во всех автономных, мало зависящих от внешних воздействий системах с относительно небольшим числом элементов. Она определяет, например, характер движения планет в Солнечной системе. Статистическая закономерность — форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно...

Чарвака (Александров, 1959)

В VII—V веках до н. э. в Индии борьба материализма и идеализма приняла особенно острый характер. Жречество использовало в борьбе против материалистов не только идейные средства, мобилизовав для этой цели огромную армию религиозных проповедников, подчиненные ему храмы, но и органы государственной власти. Как указывают индийские историки, по поручению господствующей касты брахманов произведения материалистов тщательно скупались и подвергались уничтожению. Именно такую судьбу постигли сочинения выдающихся представителей древнеиндийского материализма школы чарвака. Этим объясняется, почему мы можем судить о взглядах основного материалистического направления в философии главным образом по высказываниям его врагов...

Абхава

АБХАВА (санскр. abhäva— «небытие», «несуществование», «отсутствие») — один из важных предметов, над которым размышляли и спорили мн. инд. философы, но особенно представители вайшешики, ньяи, мимансы и буддизма. Основные проблемы касались онтология, статуса абхавы как небытия или отсутствия объектов (является ли само отсутствие реальной вещью — васту — или оно нереально?), возможностей и инструментов познания отсутствия какого-либо предмета на том месте, где он раньше находился (гносеология, аспект: любое познание должно иметь свой предмет, является ли таким предметом отсутствие предмета, а если является, будет ли этот предмет отсутствием? что является инструментом-праманой в познании отсутствия?), а также значения отрицательных суждений и «пустых» терминов (лингвистический аспект)...

Персонализм в исламе (Смирнов, 2013)

Защита личности — таков основной пафос французского персонализма, который был воспринят марокканским философом Мухаммедом Азизом Хабиби (Лахбаби).

Восприняв основные идеи французского персонализма, Хабиби стремился найти в нем те аспекты, которые могли бы вписаться в тенденции развития марокканского общества, соответствовали бы особенностям исламского образа жизни, внося в этот образ новизну, трансформируя его в духе современности. Приняв идею персонализма, Хабиби ставит человека на место Бога, который у французского персоналиста Мунье находится на вершине иерархии личностей и присутствие которого, считает Хабиби, просто излишне. Трансцендирование, стремление превзойти себя, стать высшим существом делает человека Человеком, поднявшимся над мирским...

Страницы