Педагогика

ПЕДАГОГИКА — 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам. Портал ХРОНОС включает в себя отдельный проект ПЕДАГОГИЯ.

 

Шастра

ШАСТРА (от корня «учить; повелевать» с инструментальным суффиксом, т. е. как бы «законодательство (в сфере знаний)») — отрасли специальных теоретических знаний, соответствующие им учебные дисциплины и тексты, их трактующие. В отличие от «искусств и умений» (кала, видья) освоение шастры требует прежде всего интеллектуальных усилий и памяти. До XII—XIII веков разделения на теоретические трактаты и учебники не было. Это единство и потребность компактного изложения для запоминания наизусть определило форму шастры.

Информационная модель

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ - система упорядоченных по определённым правилам сигналов, генерируемых средствами отображения информации и несущих информацию об объекте управления (контроля), внешней среде и самой системе управления. На основе восприятия информационной модели у оператора формируется образ (концептуальная модель) реальной обстановки. Концепцию информационной модели выдвинули В.П. Зинченко и Д.Ю. Панов (1962 год), термин «информационная модель» введён ими в 1964 году.

Пилотажное педагогическое исследование

ПИЛОТАЖНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ («зондаж», поисковый эксперимент, претест) — пробно-поисковое исследование, которое проводится до начала активного применения какого-либо методического аппарата. В процессе пилотажного педагогического исследования устанавливается необходимый объем выборки, уточняются детали анкет, тестов, организационные формы проведения исследования и т. д. Пилотажное педагогическое исследование — важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психологического и педагогического исследования: оно помогает определить главное направление, принципы организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. Более употребительным является термин «поисковый эксперимент».

Педагогическая ситуация

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ - 1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. Цель создания: формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта в общественной и трудовой деятельности, формирование его как личности; 2) кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Контекстное обучение

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория контекстного обучения разработана в развитие деятельностного подхода к наследованию социального опыта (А.А. Вербицкий). Согласно этому подходу, усвоение социального опыта осуществляется в форме деятельности учения, однако остаётся открытым вопрос перехода от познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста...

Педагогический процесс

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации).

Краеведение школьное

КРАЕВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНОЕ - образовательно-воспитательная работа, выражающаяся в ознакомлении учащихся на уроках и во внеклассных занятиях с природными особенностями, промышленностью, сельским хозяйством, социально-экономическим, историческим и культурным развитием местного края - республики, области, района, города, села, микрорайона. Краеведческий материал на уроках помогает раскрытию общих закономерностей изучаемых явлений, повышает интерес и глубину понимания учебных предметов, обогащает учащихся знаниями о своём крае и перспективах использования местных ресурсов в интересах края и страны.

Коррекция

КОРРЕКЦИЯ (в специальной педагогике) - исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий. В отечественной педагогике коррекция рассматривается как педагогическое воздействие на личность аномального ребёнка в целом и не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельно взятого дефекта. Коррекция не является каким-либо изолированным разделом специальной педагогики - вся специальная педагогика имеет коррекционную направленность, коррекционная работа пронизывает всё обучение и воспитание детей с нарушениями развития...

Тест

ТЕСТ (англ. test — проба, испытание, исследование) в психологии, стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном (1883). Термин «тест» впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел (1890). Французский психолог А. Бине применил принцип тестологических исследований к высшим психическим функциям человека...

Информация (Рапацевич, 2006)

ИНФОРМАЦИЯ - 1) фундаментальное проявление динамических свойств мира, его структурно-смыслового и качественно-количественного разнообразия; 2) в документалистике - сообщения, сведения, передаваемые людьми друг другу в устной, письменной или иной материальной форме; 3) в физике и биоэнергоинформатике - особая форма энергии; 4) в биологии и математической статистике - передаваемые от организма к организму признаки и мера их разнообразия; 5) в информатике - сведения (сигналы), в форме двоичной единицы (бита), которыми обмениваются между собой живые и неживые системы.

Страницы