Этика

Мораль (Делон, 2003)

«У христиан была мораль, у язычников ее не было». Вольтер цитировал эти слова одного из современных ему историков, чтобы высмеять претензии некоторых христиан на исключительное обладание моралью. «Никогда нелишне напомнить, что догмы могут быть различны, однако мораль едина у всех людей, которые пользуются разумом». Статья «Мораль» в «Философском словаре» («Dictionnaire philosophique») утверждала, что люди сделаны по одному образцу - все они наделены чувствами и разумом, а потому все моральны, ибо обладают едиными свойствами, единой природой. Слово humanite обозначало одновременно и людское сообщество, и моральный принцип, который служил связующей силой этого сообщества, делая людей солидарными друг с другом.

Tags: 

Живая этика

«ЖИВАЯ ЭТИКА» (Агни Йога) - учение, основанное на представлении об энергетической природе всего сущего и синтезирующее духовно-нравственные ценности восточной и западной культуры, а также практические наставления по самосовершенствованию человека. «Живая этика» создана Е. И. Рерих в процессе сотворчества с махатмами (великими индийскими философами) и обнародована в виде 14 книг (1924 -1937). Согласно «Живой этике» космос, содержащий непроявленный и проявленный миры, беспределен в пространстве и вечен во времени. Он подобен дыханию непознаваемого божества, выдох которого порождает проявленный мир, а вдох означает его исчезновение...

Tags: 

Милосердие

МИЛОСЕРДИЕ – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. В европейской христианской культуре идея милосердия формируется на пересечении ряда традиций. Понятие милосердия восходит к Пятикнижию, где слово «hesed» обозначало «доброту», «любящую доброту». В добиблейской греческой литературе слово είδος обозначает чувство, которое возникает при виде незаслуженных страданий. У Аристотеля – чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание. В греческом тексте Нового Завета милосердие передается гл. обр. специфически христианским термином агапе...

Tags: 

Махаяна

МАХАЯНА (санскрит, буквально — большая колесница), крупнейшее, наряду с хинаяной, направление буддизма. Окончательное формирование махаяны относится к первым векам н. э. и связано с именами Нагарджуны, Асанги, Ашвагхоши и других. Расцвет махаяны в Индии — середина 1-го тысячелетия н. э. Из Индии махаяна распространилась в северные страны и утвердилась в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и др., получив название северного буддизма (отдельные секты на Яве и Суматре). Самые значительные философские школы махаяны - мадхьямика и йогачара. Махаяна дала основание ряду сект. Наиболее известная — дзэн ,(китайское чань), образовавшаяся в Китае в 5 веке н. э., в настоящее время чрезвычайно популярна в Японии...

Обязанность

ОБЯЗАННОСТЬ – в широком значении – синоним долга. В философии это понятие исторически складывается в значении должного вообще. «Надлежащее» (το καϑη̃κον, от καϑήκει – подобать) у стоиков означало подобающее, т.е. соответствующее требованиям природы. Латинским эквивалентом этого термина явилось слово officium, впервые в этом значении, по-видимому, использованное Цицероном, который в силу своей практической ориентированности в моральной философии понимал под officium не отвлеченный изначальный долг, а обязанности человека как гражданина – члена римской общины...

Tags: 

Малодушие (Рапацевич, 2006)

МАЛОДУШИЕ - морально-психологическое свойство, которое проявляется неспособностью человека отстоять и провести в жизнь свои стремления, взгляды и убеждения. Внутренними причинами малодушия являются: слабость воли, боязнь навлечь на себя неблагоприятные последствия, неуверенность в своих силах, боязнь трудностей. Малодушие формируется под воздействием авторитарного воспитания, бесправия, попустительства злу, безнаказанности за преступления, когда принципиальность и честность обращаются против самого человека - обладателя этими качествами...

Жалость (Маслин, 2014)

ЖАЛОСТЬ - одно из этико-философских понятий русской мысли (см. Кенотизм). Идея жалости, сострадания пронизывает литературу Древней Руси, отражается в многочисленных посланиях средневековых мыслителей, сочинениях Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, Васеиана Патрикеева, Максима Грека и других. Гуманисты XVIII века Сковорода, Новиков, Радищев с нескрываемой скорбью писали о страданиях человека и выступали обличителями «неправд» русской жизни. С этого времени в центре русской философии оказывается проблема социальная - проблема подлинной человечности в отношениях людей...

Tags: 

Аморализм

АМОРАЛИЗМ (от греч. ά — отрицательная частица и лат. moralis — нравственный), принцип практической или идейной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным нормам и принципам. На практике аморализма может быть связан с нравственной неразвитостью того или иного индивида или порождаться социальными противоречиями, приводящими к деградации целых слоев общества и духовному распаду личности. В теории аморализм обычно подменяет моральные критерии утилитарно-прагматические, конъюнктурно-политические, эстетические...

Tags: 

Переживание

ПЕРЕЖИВАНИЕ (Erleben) – непосредственное внутреннее схватывание явления. Переживание как процесс (Erleben) следует отличать от его содержания, пережитого (Erlebten) – и от предмета переживания. Переживание, ставшее предметом рефлексии (Erlebnis) отделено во времени от сиюминутного переживания-процесса (Erleben). Все переживания, на которые может быть направлено наше внимание, связаны между собой в непрерывном потоке переживаний (Erlebnisstrom). Поток переживаний имеет абсолютный характер (Гуссерль), ибо невозможно помыслить ни одно переживание вне его. Предмет переживания может и не обладать реальным существованием (как, например, предмет сновидения)...

Аналитическая этика

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА – общее наименование этических теорий, использующих методы и подходы аналитической философии. В современной западной (главным образом англоязычной) литературе обычно противопоставляется «классической» этике, которая отвечает на вопросы «как надо жить», «что такое добро», «в чем состоит человеческий долг» и т.п., полагая при этом, что смысл указанных вопросов ясен и что споры между философами обусловлены не отсутствием взаимопонимания, а исключительно различием жизненных (ценностных) позиций (см. Ценность). Аналитики же считают, что сами эти вопросы далеки от ясности: слова, с помощью которых они формулируются, неопределенны и многофункциональны...

Tags: 

Страницы