Штундисты – наследники богомильства? (Стеллецкий, 1902)

В 60-х годах настоящего столетия, под влиянием немецких колонистов, возникла на юге России новая религиозная секта, весьма близкая к ереси богомилов, из-

[40]

вестная под именем штундизма или штунды 1). Первыми последователями, распространителями и вожаками этой секты были малороссы-крестьяне Михаил Ратушный, Иван Рябошапка (Херсонской губернии), Герасим Балабан (Киевской губернии) и др.; приходившие на юг России на заработки к немцам-колонистам. Эти работники, живя в немецких колониях, иногда удаленных на десятки верст от православных храмов, не имея общения с православным обществом в молитве и таинствах, не слыша поучений православных пастырей, оторванные от своей семьи, не могли устоять против соблазнов немецких пасторов и совращались в штунду. И вот штундизм быстро распространился в южной и отчасти западной России, проник даже в среднюю полосу ее, так что духовная власть должна была прибегнуть к чрезвычайным мерам для борьбы с ним 2).

Первоначально русские штундисты не составляли из себя в собственном смысле секты. Хотя ко многим догматам православия они вы сказывали недоверие, однако не порвали еще связи с православною Церковью, посещая православные храмы и принимая все таинства от православных священников. Формальное отделение штундистов от Церкви произошло в 70 годах. На это отделение повлияли баптистские миссионеры, которые, появившись в России среди немецких колонистов, подорвали проповедью своего учения доверие малороссов-штундистов к православному ду-

_____

1) Это название происходит от немецкого Stunde — час; так назывались братства, члены которых в особые послеобеденные часы, преимущественно в праздничные дни, собирались для чтения священного Писания, благочестивых размышлений и пения религиозных гимнов. Обычай устраивать эти собрания был заведен в Германии лютеранским пастором Яковом Шпенером (умер в 1705 году). Такие штундовые собрания появились и среди немцев-колонистов на юге России. От немцев обычай устраивать эти собрания перешел и к русским. Главным деятелем по устраиванию их в Херсонской губернии, как говорят, был пастор Карл Бонѳкемпфер из колонии Горбах, к которому нередко обращались за наставлениями русские работники в немецких колониях.

2) Киевский собор иерархов 1884 г., всероссийские миссионерские съезды, противоштундистские миссионеры во многих епархиях» и пр.

[41]

ховенству и тем положили начало отделению их от Церкви в виде особой секты 1).

Таким образом, русский штундизм стоит в непосредственной причинной связи с немецким, точнее прусским баптизмом. В этом удостоверяют нас несомненные данные 2). Но занесенный к нам из Пруссии в недавнее время баптизм, получивший в России название штунды, имеет, как тамошнее явление, свой антецедент в отдаленных веках христианской Церкви на западе и даже на востоке ее. Можно проследить генетическую связь его с древним богомильством.

В своем месте мы имели случай заметить, что болгарские богомилы, подвергшиеся жестоким преследованиям в Византийской империи, в XII—XIII веках расселились в Италии, Франции и в других странах западной Европы, чему могли способствовать и передвижения европейских народов во время крестовых походов. От них возникли в XII веке сродные на западе Европы мистические секты, известные во Франции под именем катар (чистых), булгар, публикан (павликиан), бичующихся, пляшущих, ткачей и др.; в XIII веке из них выродились «братья и сестры свободного духа» во Франции, Германии и Италии, среди которых учение богомилов получило особенно большое развитие. Начала их же учения лежали и в основе проповеди Арнольда Врестийского, Петра Брюи, Вальденсов и Альбигойцев, действовавших преимущественно во Франции. Западные катары так же, как и богомилы, заменяли у себя водное крещение возложением рук и Евангелия Иоанна, а причащение молитвою «Отче наш», воздерживались от вступления в брак и от употребления вина и мяса. Нельзя сказать, чтобы принятое у немецких баптистов перекрещивание вступающих в их секту было позаимствовано ими лишь у анабаптистов или, как они иначе назывались, меннонитов 3) времен реформации. Еще в III веке новациане, которые были чистыми пуританами своего

_____

1) Маргариток, „Исторія русскихъ раціоналистическихъ и мистическихъ сектъ", Кишинев, 1894 г., стр. 35.

2) „Кіевскія Епарх. Вѣд.“ 1884 г., кн. 10 и 11; 1885 г., кн. 3.

3) Эти сектанты назывались так по имени одного из представителей секты анабаптистов Симона Меннона.

[42]

времени, тоже принимали в свою общину переходивших к ним из православной Церкви чрез перекрещивание. Их-то можно назвать также первыми анабаптистами. Новациане назывались катарами или чистыми, каковое название перешло уже от них к французским катарам XII века и к катарам итальянским, которые свое начало производили с востока, именно от болгарской секты богомилов 1).

Таким образом немецкий баптизм, повлиявший у нас в России на возникновение штундизма, имеет свой исторический антецедент в древнем богомильстве, с которым он находится в причинной, хотя и не непосредственной связи.

Но независимо от баптизма немецких колонистов, секта штундистов могла найти для себя подходящую почву в самом русском народе, в религиозном сознании которого еще с первых времен христианства жили богомильские идеи, отразившиеся в тех или других сектантских учениях. Ближайшим же образом, русский штундизм представляет собою дальнейшее развитие богомильско-молоканских воззрений, под влиянием новых условий жизни и по известному сектантскому правилу — «от слова рождается новое слово» 2).

Как бы то ни было, болгарская секта богомилов имеет немаловажное значение в образовании современной нам секты штундистов. Еще более мы убедимся в этом, если сравним учение той и другой секты.

Сличая учение штундистов с учением богомилов, нельзя не усматривать весьма близкой аналогии между ними. Штундисты так же, как и древние богомилы, отрицая православную Церковь с иерархией, относятся к ней в высшей степени враждебно и дерзко. Церковь они называют блудницей, дщерью Вавилона, равно как членов церковной иерархии — архиереями и священниками, распявшими Иисуса Христа, или книжниками и фарисеями, которых обличал Господь; рядовых же членов православной Церкви называют бедными, несчастными, погибшими, идоло-

_____

1) „Кіевская Старина" 1885 г., кн. 12, стр. 648 и д.

2) „Херсонскія Епарх. Вѣд.“ 1876 г. „Штунда и штундисты”.

[43]

поклонниками, а себя — духовными христианами, обществом друзей Божиих, братьями библейскими и свое учение — евангельским исповеданием. Устраняя церковную иерархию, они, подобно богомилам, во главе своих общин однако поставляют епископов, пресвитеров или старших братьев и диаконов, хотя ни те, ни другие, ни третьи не имеют священного сана. Впрочем, так называемые чаплынские (Таращанского уезда, Киевской губернии) младоштундисты пришли к отрицанию и «старших братьев», предоставив управление делами общины собранию всех членов ее.

Согласно богомилам, штундисты отвергают также почитание ангелов, святых, мощей, икон (называя их «идолами»), креста (видя в нем только орудие казни), не хотят иметь у себя храмов, а одни молитвенные дома, и, выходя из того понятия, что христианство есть духовная религия, допускают (собственно младоштундисты) лишь внутреннее богослужение, состоящее в чтении священного Писания, пении духовных песней и произнесении молитв. Молитвы употребляются у них, как и у богомилов, большею частию импровизированные. Из таинств Косяковские (Косяков в 5 верстах от вышеупомянутой Чаплынки) староштундисты оставляют только крещение и причащение (св. вечерю, или преломление хлеба); при этом на крещение они смотрят, как на плод и выражение веры в Иисуса Христа и торжественное заверение в том, что верующему омыты грехи, почему крещение большею частию совершается у них, по примеру богомилов, только над взрослыми; причащение же, по их мнению, есть духовное, мысленное, а не действительное вкушение тела и крови Христовых.

Что касается младоштундистов, то они в атом отношении еще ближе подходят к учению богомилов, так как совсем не признают крещения водою и преломления хлеба. Крещение водою, говорят они, раз совершено было на веки Иоанном Крестителем над Иисусом Христом, и «мы не пойдем больше к берегам Иорданским». Крещение водою, по ним, омывает только тело, а не душу; оно нисколько не изменяет человека к лучшему. Относительно же преломления хлеба младоштундисты учат: «мы принимаем живые слова Иисуса Христа и тем самым приобщаемся Его плоти и крови».

[44]

Среди русских штундистов, как некогда среди болгарских богомилов, бродят социально-революционные идеи. Исходя из мысли о равенстве всех людей перед Богом, они отвергают законность существования гражданских властей; вели же они все-таки подчиняются начальству, то единственно из страха наказания; слышатся также среди штундистов голоса об общем разделе имений, ненужности судов, преступности клятвы и войны и т. п. Вместе с тем заметно и тяготение их к немцам, которые, по их словам, «умнее, богаче и сильнее нас»; они с нетерпением ожидают нападения немцев на Россию, обещая встретить их с хлебом и солью.

Показанное сходство штундизма с богомильством, в существенных пунктах учения того и другого, само совою разумеется, достаточно говорит за историческую преемственность этих явлений.

[45]

Цитируется по изд.: Стеллецкий Н. Болгарская ересь богомилов. СПб., 1902, с. 40-45.