Богомильство: космогония (Ангелов, 1954)

Гностико-дуалистическое мировоззрение и космогонические представления богомилов

Учение богомилов было тесно связано с гностицизмом, принципы которого лежали в основе учения павликиан и

[57]

мессалиан. Известно, что гностицизм был одним из наиболее ярко выраженных религиозно-философских течений в первые века христианства. Стремление к познанию, к расширению умственного кругозора, жившее в людях древнего мира на протяжении столетий, переплеталось в гностицизме с идеей спасения души, идеей, присущей христианской религии 1. Исходя из этих двух положений гностики проповедовали, что человек может спастись только в том случае, если вера сочетается в нем с познанием, если он проникнет в самые непостижимые, глубоко сокрытые тайны вселенной. Такой человек становился уже «совершенным», обладающим одновременно и нравственной силой веры и силой разума, и был подготовлен к тому, чтобы войти в круг «избранников божиих».

На почве этих основных принципов гностицизма с течением времени начали создаваться самые различные философско-религиозные системы. Они ставили своей целью углубить познание потустороннего, невидимого и неосязаемого мира, приподнять завесу над тайнами бытия, а с другой стороны, практически подготовить своих последователей к совершенной жизни, достойной тех, кто проник в эти тайны. Среди этих учений особое место занимает манихейство, основным принципом которого был дуализм, дуалистический взгляд на природу и человека.

Согласно учению манихеев (получивших свое название по имени основателя секты Мани), весь видимый мир, а вместе с ним и тело человека были созданы злым творцом, тогда как душа - порождение бога 2; между добрым и злым началом идет непримиримая, жестокая и бесконечная борьба, в которой ни та, ни другая сторона не может победить. Этот дуализм, корни которого следует искать в персидской религии, проник в дальнейшем в учение павликиан и мессалиан, а через них и в богомильство. Необходимо, однако, подчеркнуть, что с течением времени его крайние формы были смягчены. Под влиянием православия часть еретиков пришла к убеждению,

_____

1. Подробное изложение взглядов гностиков дает G. Ваrеillе, Dici ionnaire de Theologie catolique, 6 (19 13), р. 1432-1467; см. также Steffes, Lexicon ffir Theologie und Кirche, 4 (1!132) , s. 554-557.

2. О манихействе см . С h r i s t е n s е n, L'Iran sous les Sasanides, Copenhague, 1936; Ангелов, Влияния на чужди ереси върху богомилството.

[58]

что победит в конце концов добрая сила. Именно этот смягченный дуализм, основанный на более светлом, оптимистическом мировоззрении, характерен для учения богомилов в том его виде, в каком оно изложено в «Тайной книге», а также в сочинении Зигабена. Однако, поскольку среди богомилов были и приверженцы абсолютного дуализма, в богомильстве образовалось два основных течения, о чем свидетельствуют памятники XI века.

Дуалистическое мировоззрение богомилов нашло наиболее яркое выражение в их космогонических представлениях, то есть в их представлениях о сотворении вселенной и человека. Согласно учению еретиков, некогда существовали только «добрый бог» и его ангелы, с помощью которых он управлял семью небесными сферами и четырьмя основными стихиями: землей, воздухом, водой и огнем 1. Первым помощником был его сын Сатанаил, во всем - и по виду и по одежде - подобный отцу.

Однако Сатанаил был недоволен своим второстепенным положением и попытался поднять бунт против бога, чтобы поставить свой престол рядом с его престолом. Однако его замыслы были раскрыты, и господь низверг его на землю, вместе со всеми ангелами, участвовавшими в заговоре. Павший Сатанаил обратил свою творческую силу на переустройство хаотической и до того времени не упорядоченной тверди; он создал горы и моря, растения и животных, а также новое, видимое небо со звездами и солнцем. Наконец он создал и тело человека, но оживить его не сумел и вынужден был обратиться за помощью к богу, который вдохнул в это тело душу. Таким образом, Адам и Ева были созданы усилиями как доброго бога, так и злого Сатанаила. Позднее Сатанаил создал также и рай; здесь он соблазнил Еву, приняв образ змия. От их союза родился Каин.

Захватив с согласия бога власть над людьми, злой творец стал господствовать над землей. На протяжении тысячелетий он мучил человеческий род, толкая его на преступления с помощью демонов и разного рода лже-

_____

1. Богомильские космогонические представления наиболее полно изложены в «Тайной книге», а также в сочинении Зигабена, направленном против богомилов. В данной работе они излагаются в самых общих чертах, без излишних подробностей, тем более, что их можно найти в любой более или менее полной книге о богомильском учении.

[59]

пророков. Одним из таких лжепророков был Моисей, основатель еврейской религии. Наконец бог сжалился над людьми и, чтобы освободить их от власти Сатанаила, послал своего второго сына Иисуса. Иисус, который был словом божиим (λόγος) и исполнителем воли своего отца, лишь по видимости родился от Марии, и человеческая плоть его была призрачна. Раздраженный проповедями Иисуса, Сатанаил внушил евреям мысль распять его на кресте. Но слово не может умереть, и Христос умер лишь по видимости, чтобы через три дня после своей смерти вновь воскреснуть. Тогда Христос победил диавола и низверг его в ад (при этом он отнял от его имени последний слог ил - отсюда Сатанаил стал называться Сатаной). Этим был положен конец тирании Сатаны, и Христос, выполнив возложенную на него миссию, вновь вернулся к своему отцу.

Однако дьяволу вскоре удалось выйти из ада. Он вновь вернулся на землю и 'начал мучить людей и побуждать их ко злу. Никто не мог избавиться от козней дьявола, и только правоверные, то есть богомилы, были в состоянии противостоять ему. Но власть его не будет вечной. Иисус, учили богомилы, опять сойдет на землю и тогда уже окончательно победит злого творца и его помощников. День страшного суда недалек, и мученический путь праведников, познавших, что такое истина и добро, приближается к концу. Перед ними откроются врата небесного мира и вечного блаженства, а для грешников, слуг сатаны, уготован вечный адский огонь.

Таково было философско-религиозное кредо богомилов, нашедшее выражение в своеобразном космогоническом учении, которое так влекло к себе суеверного и любознательного человека эпохи средневековья. Мы видим, что в основе этих космогонических представлений лежит идея борьбы между силами добра и зла, завершающейся в конце концов победой сил добра. Борьба между богом и Сатанаилом - это борьба природных, космических начал необъятной вселенной. Но она вместе с тем происходит и· в самом человеке - в нем идет борьба между грешной плотью и божественной душой, подавленной и измученной своей телесной оболочкой. Ради спасения человеческой души и был послан на землю Иисус, ради нее «совершенный» богомил умерщвлял свою плоть, Иными словами, дуалистические элементы учения богомилов

[60]

были тесно связаны с их стремлениями к спасению души. Именно эти стремления, как мы увидим ниже, обусловливали нравственную и социальную стороны их учения, признание которых было обязательным и необходимым для всякого истинно правоверного богомила.

[61]

Цитируется по изд.: Ангелов Д. Богомильство в Болгарии. М., 1954, с. 57-61.