История

История (от греческого historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отдельных наук — физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем...

Далее читайте подробное определение понятия "История"

Вице-королевства в Латинской Америке (РИЭ, 2017)

Вице-королевства в Латинской Америке (исп. Virreinato) — основные административно-территориальные единицы в Латинской Америке в XVI — начале XIX в. Название происходит от титула «вице-король», которым пользовались, эпизодически в XIV—XV веках и регулярно с XVI века, наместники испанского короля на территориях, имевших или получивших статус королевств: в Арагоне, Каталонии, Валенсии, Наварре, на Мальорке, в Португалии (в период испано-португальской унии 1581 — 1640 годов) и Америке. В 1492 году X.

Богомильство (БРЭ, 2005)

БОГОМИЛЬСТВО (богумильство), одно из крупнейших религиозно-социальных еретических движений на Балканах и в Малой Азии в 10–15 веках. По имени (или прозвищу) первого ересиарха – попа Богомила – последователи движения получили наименование богомилов. Ересь возникла, по-видимому, среди сельского населения Болгарии в начале 10 века. Основу движения составляли представители низшего духовенства и провинциальное монашество, в первую очередь странствующие иноки, не принадлежавшие к определённым монастырям.

Константинов дар

«КОНСТАНТИНОВ ДАР» - подложная грамота, сфабрикованная папской канцелярией в 8 веке. Согласно «Константинову дару», римский император Константин (306-337) предоставлял папе (Сильвестру I) светскую власть над всей западной частью империи, в том числе и над Италией. «Константинов дар» служил папам юридическим основанием в их притязаниях на светскую власть. Подлинность «Константинова дара» была окончательно опровергнута Лоренцо Валла в его сочинении «О ложности дара Константина», сыгравшем большую роль в подрыве авторитета папства.

Банн

БАНН, бан (нем. Bann (от древневерхненемецкого ban - публичное объявление), французское ban, латинизированное - bannum), - юридический термин, означавший в средневековой Западной Европе право главы государства осуществлять высшую принудительную и повелительную власть: судебную (судебный банн), военную - собирать ополчение и командовать им (военный банн), административную в укрепленном месте (бурговый банн), издавать распоряжения, накладывать штраф и подвергать каре (опала, изгнание) и др. В раннее средневековье банн принадлежал королю и государственным должностным лицам.

Советская историческая библиография

Советская историческая библиография в 20-х – начале 30-х годов 20 века развивалась прежде всего как библиография истории революционного движения в России. Эта тема освещена в библиографии «Восстание декабристов» H. M. Ченцова (1929), «Первая русская революция» (составлена библиотекой Коммунистической академии, 1930), «Библиография по истории пролетариата в эпоху царизма», под редакцией M. В. Нечкиной (в 1-2, 1935, не закончена) и др. В связи с дальнейшим развитием советской исторической науки после постановлений Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам истории (1934-1936) была организована Государственная публичная историческая библиотека...

Ессеи

ЕССЕИ – оппозиционное общественно-религиозное течение в Иудее во 2-й половине 2 века до н. э. - 1 века н. э., одно из главных предшественников христианства. Этимология слова «ессеи» достоверно неизвестна. Основные сведения о ессеях сохранились у ФилонаПлиния Старшего, Иосифа Флавия, Хрисостома, Ипполита. Некоторые сведения имеются в поздней патристической и талмудической литературе. Согласно античным авторам, ессеи жили обособленными коллективами. По словам Иосифа Флавия, ессеи в 1 веке н. э. насчитывали 4 тысячи человек. Для общин ессеев характерны общность имущества, совместный труд, коллективность быта (совместные трапезы, общие запасы одежды и пр.)...

Гайда

ГАЙДА (англ. hide) - земельный надел общинника в Англии раннего средневековья, считавшийся землей одной семьи. Размеры райды колебались в разных районах: средняя ее величина - 120 акров пахотной земли (1 акр = 0,4 га). Наряду с пахотной землей в гайду входили угодья. Дробление крестьянских хозяйств и обеднение керлов в процессе феодализации привели к тому, что к 10 веку многие крестьяне сидели уже на виргатах (земельный надел зависимого крестьянина, составлявший 1/4 гайды).

Мак-Кинли тариф

МАК-КИНЛИ ТАРИФ - закон о повышении пошлин на ввозимые товары, принятый конгрессом США 6 ноября 1890 года по предложению У. Мак-Кинли. Повышал средний уровень тарифов на 50% и устанавливал особенно высокие пошлины на железо, сталь, стекло, шерсть, хлопок, льняное полотно и другие промышленные изделия; закон давал президенту также право увеличивать пошлины на ввозимые товары и в дальнейшем. Тариф привел к повышению цен на товары широкого потребления, увеличил прибыли крупных капиталистов, способствовал росту монополий.

Заминдари

ЗАМИНДАРИ (от перс. замин — «земля» и дар — суфф. обладателя) — в средневековой Индии землевладение, право на землю или доход с земли. В XVI—XVIII веках в Могольской империи: 1) наследственные отчуждаемые права на землю налоге плательщика, полноправного члена сельской общины, 2) права главы широкой общины (чаудхри — в Северной Индии, дешмукх — на Декане) на занятие должности и связанные с нею доходы, 3) права вассальных индусских раджей на власть в своих княжествах. В XVI—XVIII веках термин употреблялся также для обозначения вождей крупных общин — посредников по сбору налога, а также вассальных автономных князей. В колониальный период — право собственности на землю в Северной Индии под условием уплаты земельного налога...

Припущенники

ПРИПУЩЕННИКИ – группа земледельческого населения Башкирии 17-20 веков. Складывалась из татар, чувашей, мари и других нерусских народностей, переселявшихся в Уфимский уезд из соседних районов Поволжья и Приуралья. Селились припущенники на землях башкирских общин. Припущенники не были однородны в социальном отношении, среди них были представители феодальной верхушки (главным образом татарской и мишарской). Это отразилось на условиях поселения припущенников на землях башкирских общин, которые колебались от полного включения припущенников в совладение общинной землей до оброчных отношений, приобретавших характер феодальной зависимости...

Страницы