Языкознание

Обособленные обстоятельства

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА — интонационно и пунктуационно выделенные обстоятельства. Наиболее часто и последовательно обособляются обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастиями с зависимыми словами (в другой терминологии, на морфологической основе, это обособленные деепричастные обороты (см. обособление и деепричастие)). В предложении они распространяют сказуемое и, с логической точки зрения, выступают в роли дополнительного сказуемого, уточняющего главное (на этом основании говорят о полупредикативности деепричастных оборотов).

Обособление

ОБОСОБЛЕНИЕ — интонационно-смысловое выделение второстепенного члена предложения (и, если есть, зависимых от него слов), что придаёт этому члену повышенную синтаксическую самостоятельность и отдельную коммуникативную значимость. С помощью обособления передаётся дополнительная информация, уточняется и поясняется содержание определяемого члена предложения, выражаются эмоционально-экспрессивные окраски.

Обобщение

ОБОБЩЕНИЕ — одна из мыслительных операций и её результат — положение, утверждение выводного характера, содержащее результат наблюдения над отдельными частными фактами. Обобщение обычно вводится в текст с помощью специальных логических связок: в общем, таким образом, итак, в итоге, в целом, обобщая, обобщённо, в конечном счёте, в конце концов и др. Обобщение по целому тексту располагается в его заключительной части. Заключение — текстовой аналог обобщения, его вместилище.

Оксюморон

ОКСЮМОРОН (оксиморон) — одна из фигур речи: усиление выразительности за счёт объединения в одном словосочетании или в непосредственной близости логически несовместимых, противоречащих друг другу понятий (термин образован от греч. oxymoron — остроумно-глупое). Тому или иному предмету приписывается несовместимый с ним признак (живой труп, ужасно обрадоваться, богатые нищие), в результате чего сначала возникает впечатление внутренней противоречивости, а затем — их парадоксального нерасторжимого единства, особого состояния или особого понимания этого явления...

Неориторика

НЕОРИТОРИКА — риторика нового времени (со второй половины XX века). С помощью термина неориторика подчёркивается поиск новых риторических идей на базе современных синтетических учений: теории коммуникации, психолингвистики, теории текста. В то же время в этом термине выражается преемственность по отношению к классической (античной) риторике, в которой описана целостная программа мысле-речевого созидания текста.

Макароническая речь

МАКАРОНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — речь, изобилующая варваризмами (см.) при смешении родного и иностранного языков. В естественной разговорной речи такая интерференция является следствием длительного пребывания в чужой языковой среде или неполного двуязычия (характерна для эмигрантов): Они встретились совершенно случайно на пересадке в метро Трокадеро. Она пересаживалась на «Пасси», а он «брал дирексьон» до Сен-Клу (Тэффи); Если в магазине на Брайтон-бич вы покупаете сыр, то продавщица, вполне вероятно, задаст вам такой вопрос: «Вам послайсать или одним писом?» — что, само собой разумеется, означает: «Вам порезать или одним куском?» (И. Гинзбург-Журбина)...

Канцеляризмы

КАНЦЕЛЯРИЗМЫ — характерные для распространённых официально-деловых документов слова и обороты, а также грамматические конструкции (мероприятие, при наличии, принять к сведению, настоящим удостоверяется, цепочка форм родительного падежа: организация проверки хода работ), использованные за пределами своего функционального стиля. В художественной, разговорной, публицистической речи канцеляризмы, обладающие ярко выраженной стилевой окраской официальности, вступают в противоречие с контекстом, воспринимаются как нечто инородное, как болезнь языка (К. Чуковский назвал эту болезнь канцелярит).

Тавтограмма

ТАВТОГРАММА — поэтическая форма, в которой основным приемом стихосложения является подбор слов на одну какую-либо определенную букву. Тавтограмма была широко распространена еще в Античности и являлась не столько поэтическим, сколько неким умозрительным приемом. Популярность тавтограммы не уменьшилась и среди современных поэтов.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 292.

Изобразительность

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ — образность, наглядность, «рисование словом»: способность языковых единиц, речевых отрезков, текстов вызывать конкретные представления, образы тех предметов или явлений, которые они называют или характеризуют. Опирается на звукоподражание и звукопись в целом, конкретно-предметную лексику (особенно слова, связанные с первичными чувствами человека: лексику цвета, звука, запаха, осязания, вкуса), переносы лексического значения, фигуры речи, особую организацию контекста. Изобразительность подчиняется более общим задачам выразительности (см.).

Кириллица (СИЭ, 1965)

КИРИЛЛИЦА - одна из двух (наряду с глаголицей) древнейших славянских азбук. Название «кириллица» происходит от имени просветителя славян Кирилла, разработавшего славянскую азбуку. До кириллицы славяне спорадически применяли греческую азбуку (свидетельство Черноризца Храбра и других) для передачи отдельных славянских текстов.

В 10-11 веках кириллица имела 43 буквы, из которых 25 заимствованы из византийского устава, а 18 построены относительно самостоятельно для передачи отсутствовавших в греческом языке звуков старославянской речи. Древнейшие из сохранившихся памятников, написанных кириллицей: надписи на развалинах церкви болгарского царя Симеона (Преслав, конец 9 века), болгарская надпись из Добруджи (943)...

Страницы