Педагогика

ПЕДАГОГИКА — 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам. Портал ХРОНОС включает в себя отдельный проект ПЕДАГОГИЯ.

 

Кэцзюй

КЭЦЗЮЙ - система государственных конкурсных экзаменов на соискание ученых степеней в Китае в 7-19 веках, дававших право на получение руководящих постов в административных и научных учреждениях и в армии. Экзамены проводились центральным правительством или его уполномоченными. Центральное правительство (или император единолично) определяло для каждого конкурса общее число присуждаемых высших ученых степеней и их разверстку по национальным и социальным группам и по областям.

Капризы детские

КАПРИЗЫ ДЕТСКИЕ - лишённые разумных оснований действия ребёнка, направленные главным образом на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными эмоциональными реакциями (крик, плач) и двигательным возбуждением.

В младенческом возрасте поведение ребёнка, которое взрослыми характеризуется как капризное (малыш без очевидных причин плачет, отказывается от кормления, плохо засыпает, чрезмерно возбудим), бывает вызвано недостаточным или несвоевременным удовлетворением каких-то потребностей ребёнка...

Самоуправление школы

САМОУПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЫ — управление субъектами школы (школьными работниками, учащимися, их родителями) жизнедеятельностью своего школьного коллектива. Ученики участвуют в управлении школой через общее собрание учащихся школы, школьную ученическую конференцию, совет учащихся, ученический комитет, его комиссии, штабы и др. структурные образования, классные собрания и классные советы учащихся и т. п.; педагоги — через педсовет, методсовет, методобъединения и комиссии учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей, аттестационные, правовые и др.

Инфантилизм личностный

ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ - сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому или юношескому возрасту. Индивид, которому свойствен инфантилизм личностный, (инфантил), даже при нормальном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищённости, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.).

Самооценка (Коджаспирова, 2001)

САМООЦЕНКА — оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Самооценка бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).

Самовоспитание

САМОВОСПИТАНИЕ — сознательная деятельность, направленная на возможно более Полную реализацию себя как личности, - выработка человеком у себя таких личностных качеств, кои представляются желательными. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, смыслов личностных.

Самовоспитание — относительно позднее обретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответственной реальным способностям человека...

Навык

НАВЫК (действие автоматизированное, автоматизм вторичный) — действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также:

1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонент;

2) навыки вторично автоматизированные, формируемые с предварительным осознанием компонент действия; они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.

Самообразование

САМООБРАЗОВАНИЕ — специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

Кальмекак – инкубатор элиты

В кальмекак обучали политическую и военную элиту, в основном сыновей вельмож, но попадали сюда и дети менее знатных родителей и даже простолюдинов, которые становились жрецами. Поскольку целью кальмекак была подготовка жрецов, здесь в основном уделяли внимание интеллектуальным аспектам жизни ацтеков, не забывая также и об обучении военному делу.

Эти школы располагались при храмах, и теночтитланская калъмекак находилась в главном ритуальном комплексе и была посвящена богу Кецалькоатлю. В каком возрасте мальчиков отправляли туда — точно неизвестно. Сыновья верховного правителя поступали в кальмекак в пять лет и обучались там до тех пор, пока не достигали «призывного» возраста...

Воспитание (Коновалова)

ВОСПИТАНИЕ. В современной этико-педагогической литературе, рассматривающей проблемы воспитания, доминируют в основном две полярные позиции: 1) авторитарное, акцентированно патерналистское понимание воспитания как воздействия извне; 2) гуманистический подход, рассматривающий воспитание с точки зрения тех процессов, которые происходят внутри сознания личности.

В первой модели воспитание понимается прежде всего как система строгих требований к поведению, опирающаяся на высший авторитет (отца, лидера, учителя, руководителя и т. д.), как достаточно жесткая регуляция поведения; в ней главное внимание уделяется технике воспитания, тому, как наиболее полно воздействовать на воспитуемого...

Страницы