Мифология

Богиня-небо и ее супруг (в египетской мифологии).

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia — распространение мифов, сказаний) — 1) совокупность преданий о богах, демонах, героях, их деяниях, сотворении мира; 2) наука, изучающая мифы; 3) коллективные представления, основанные на фантазии, вымысле.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 282.

Фантастический сюжет в росписи этрусского кратера:
Битва пигмеев с журавлями. Глина. IV век до н. э.

МИФОЛОГИЯ — может восприниматься как определенная наука, объектом изучения, анализа для которой является собственно миф. С точки зрения текста мифология может трактоваться как свод, система, собрание мифологических текстов.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 176.

 

Дионис (СИЭ, 1964)

Дионис (Dionysos) - в древнегреческой мифологии и религии бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия; сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Долгое время не входил в число олимпийских богов. Культ Диониса, восходящий к крито-микенской эпохе, был земледельческим, пользовался особой популярностью среди сельского демоса, особенно почитался в Дельфах и Аттике, где его культ поддерживал Писистрат. Мифы о Дионисе имеют ряд вариантов. В мифе о страдании, смерти и воскрешении Диониса нашли свое отражение представления греков о жизни природы, умирающей и возрождающейся. Дионис известен и под другими именами: Вакх, Бассарей и др.; в Риме - под именем Вакха.

Родогунда

Однажды археологи извлекли из земли часть какой-то статуи из серого мрамора. Через три года они нашли еще один обломок, а затем голову. Когда ученые все три части сложили, перед ними предстала прекрасная полуобнаженная женская фигура, высеченная из белоснежного мрамора и задрапированная в серый. Высокая тонкая шея и слегка наклоненная вперед, совершенная по своим очертаниям голова, властное, волевое лицо. Такое же, как у греков, понимание красоты тела, но удивительно своеобразная трактовка выражения лица.

По поводу этой статуи II — I веков до н. э. было высказано несколько предположений. Скорее всего скульптор изобразил парфянскую принцессу — жену одного из селевкидских царевичей, которого парфяне держали в плену, Родогунду. Древний историк и писатель Полней рассказывает, что в тот момент, когда Родогунда начала мыть волосы, к ней пришел вестник. Он сообщил, что один из подвластных народов поднял восстание...

Кала

КАЛА (Время) — архаическое божество, персонификация циклического времени (существительное «кала» в санскрите восходит к индоевропейскому корню со значением вращения, сравните русское «коло» и т. п.). Издревле циклическое время в индийской традиции метафорически описывается в виде Колеса Времени (калачакра). Времени как главному космогоническому фактору посвящены два гимна «Атхарваведы» (XIX, 53, 54).

Архаическое представление о круговороте времени как о благом явлении, залоге вечного возвращения души в мир живых сменяется затем в проникнутом пессимизмом и фатализмом мировоззрении эпоса на концепцию кала как всепожирающего божества всеобщей неизбежной гибели (см. Калавада)...

Ашшур

АШШУР (Ashur), или Ассур, божество солнца, главный бог города Ашшур и Ассирии в целом. Благодаря ассирийской агрессии он завоевал главенствующее положение среди других богов Месопотамии. Город Ашшур, религиозная столица ассирийской империи, лежит в 60 милях (96,5 км) к югу от Мосула. В источниках он первоначально выступает как пограничный пункт аккадской империи, затем становится независимым городом-государством и столицей могущественной державы, падение которой в 612 году до н.э. оказалось для него гибельным. Жизнь возобновилась в нем на короткое время при парфянах. При раскопках 1903–1914 годов исследовались районы храмов, дворцов и стен, внутри храма Иштар был заложен стратиграфический шурф для изучения слоев 3-го — начала 2-го тысячелетия до н. э. Техника шурфовки использовалась в археологии Месопотамии впервые.

Демонизм как тема творчества

ДЕМОНИЗМ, восходящее к библейской мифологии обозначение отношения к миру, предельная цель которого — разрушение существующих духовных и материальных ценностей, вплоть до обращения мира в ничто. Демонизм основывается на абсолютной свободе воли его носителя, который воспринимает эту свободу прежде всего как свободу от моральных обязательств перед людьми, утверждает её как свободу проявления его собственных волеизъявлений и в противовес идеям добра и любви выдвигает идеи тотального скептицизма. Мысль о необходимости разрушить и пересоздать мир на основании свободы воли, обусловленная личной обидой носителя демонизма на мироустройство, обосновывается им путем доказательств того, что мир «не состоялся» и что бессмыслица переполняет мир...

Ананта

АНАНТА (буквально бесконечный, беспредельный) — великий змей в индуистской мифологии, всегда сопутствующий Вишну. Участвует в одной из устойчивых иконографических композиций вишнуизмаВишну в йогическом сне возлежит на огромном змее (Ананта), свернувшемся в кольца; у ног бога — его супруга Лакшми; из пупа Вишну вырастает лотос, на котором восседает Брахма. Мифологически эта сцена чаще всего локализуется в небесном царстве Вишну Вайкунтхе; в некоторых мифах — в царстве Вод, расположенном за царством Ночи. Ананта также по приказу Брахмы поддерживает Землю. Когда боги снаряжали Дургу на войну с демонами, Ананта снабдил ее браслетом, сплетенным из змей (см. также Шеша). Иногда Ананта считается царем змей.

Пишачи

ПИШАЧИ - низший из 3 основных классов демонов (еще асуры и ракшасы). Упоминаются уже в Ведах как отвратительные бесы, пожиратели трупов, мучители больных, вселяющиеся в одержимых. Позднее постоянно ассоциируются с мертвыми, описываются как обитатели кладбищ; вместе с бхутами и другими низшими злыми духами появляются и пляшут на полях сражений. Считаются детьми Пулахи, сына Брахмы, или одноименного злого духа, или порождениями тьмы...

Будха

БУДХА - название планеты Меркурий, а также имя персонифицированного божества, соотносимого с этой планетой в астрологической науке народов Южной Азии. С ним связано и название «среды» как дня недели. Астрологически, как считается, Будха сам по себе не оказывает специфического влияния на тех, кто родился под его знаком, все зависит от расположения других планет по отношению к Будхе. Особое поклонение Будхе и совершение добрых дел по средам должно приносить удачу и процветание. Символический цвет Будхи — желтый, растение соломоцвет (Achyranthes aspera).

Серапис (Кравчук, 1973)

Насыщенный политическими событиями в жизни Рима и Александрии 58 год был важным этапом и в судьбе верховного жреца в Мемфисе — Пшерени-Птаха. Это был год, когда он женился на четырнадцатилетней Та-Имхотеп.

Коль скоро мы вспомнили о Мемфисе, будет уместно объяснить имя, которое уже появлялось в нашем повествовании. Речь идет о Сераписе. Как мы помним, в начале 58 года, в связи с разрушением алтарей Сераписа и Исиды, в Риме вспыхнули волнения. Об Исиде пишется и говорится достаточно много, что же касается Сераписа, то культ этого бога и его сущность известны менее широко.

Умерший бык Апис, как мы уже говорили, отождествлялся с богом Осирисом...

Нинхурсаг-производительность

Первоначальная сущность богини — это, по-видимому, нуминозная сила каменистой местности, окружающей аллювиальные почвы Месопотамии: с востока — предгорьями и ближними отрогами Иранского плато, с запада каменистой Аравийской пустыней. С минимальной персонификацией этой силы, называемой nin-hursag-a(k) — «Владычица каменистой земли» или «Владычица предгорий» 120, — мы встречаемся во вступлении к «Спору Лета и Зимы» 121, где говорится о том, что Энлиль в облике гигантского быка совокупился с «предгорьями» (hursag) и породил «лето» (Emes) и «зиму» (Enten). Всюду в виде Нинхурсаг она считается супругой Энлиля. Их сыну Нинурте, или Нингирсу, в мифе «Lugаl-e» приписывается122 создание ее царства — предгорий, изобилующих разными деревьями, травами, животными и металлическими рудами...

Страницы