Мифология

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia — распространение мифов, сказаний) — 1) совокупность преданий о богах, демонах, героях, их деяниях, сотворении мира; 2) наука, изучающая мифы; 3) коллективные представления, основанные на фантазии, вымысле.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 282.

+ + +

МИФОЛОГИЯ — может восприниматься как определенная наука, объектом изучения, анализа для которой является собственно миф. С точки зрения текста мифология может трактоваться как свод, система, собрание мифологических текстов.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 176.

 

Парджанья

ПАРДЖАНЬЯ - ведийское божество дождя и грома. Воплощает плодоносящую силу дождя, почитается также как бог плодородия. Сын Дьяуса, в Ведах именуется сыном или супругом Притхиви, богини земли; иногда именуется отцом Сомы. Выступает обычно в образе быка. Его супруга Ваша — олицетворение дождевой тучи в образе коровы. Уже в Ведах Парджанья затмевается фигурой Индры, окончательно вытеснившего Парджанью из пантеона в послеведийский период.

Грама-дэвата

ГРАМАДЭВАТА (буквально божество деревни) — объект коллективного почитания у индуистов, бог — покровитель той или иной местности, нередко именно деревенское божество. Входит в число трех основных божественных персон, вместе с родовым и личным божеством (соответственно куладэвата и иштадэвата), почитаемых каждым верующим индуистом. Грама-дэвата обычно имеет особый храм (иногда — жертвенник очень простых форм), который посещается жителями округи, а раз или два в год здесь устраиваются торжеств, празднества в честь Грама-дэвата...

Асура

АСУРА - сверхъестественное существо, дух. В «Ригведе» означает древних богов изначального мира (см. Веды), но уже в младших Ведах утверждается в значении демона, врага богов (дэва). Асура рассматриваются затем постоянно как класс демонических существ, противопоставляемый богам (как ракшасы — людям, пишачи — теням усопших). В Ведах Асура выступают обычно в змееподобном облике, в послеведийской мифологии их образы антропоморфизуются; они разделяются на 2 рода — дайтьи и данавы, сыновья Дити и Дану, старших (вместе с Адити) жен Кашьяпы...

Шри

ШРИ (ЛАКШМИ) богиня богатства, счастья и красоты. Упоминается в текстах не ранее «Шатапатха-брахманы», но умолчание в Ведах свидетельствует, по-видимому, о жреческом неприятии популярного образа Шри, имеющего широкие индоевропейские аналогии. В сохраненных «Махабхаратой» архаических мифах Шри — прежде всего богиня царской власти, удачи и процветания, связанного с плодородием. Шри — супруга Индры, точнее — всякого дэвы или асуры, который добивается статуса «Индры», становясь небесным царем. Земной царь также мыслился супругом Шри (осознаваясь при этом воплощением Индры). В «Махабхарате» братья Пандавы — воплощения Индры...

Мангала

МАНГАЛА - название планеты Марс и имя персонифицированного божества, соотносимого с ней. Мангала считается тождественным Карттикее (он же Кумара, Сканда), является супругом Дэвасены. Влияние Мангалы преимущественно злоносящее, особенно оно опасно для женщин. Родившиеся под знаком Мангалы (в календаре с Мангалой связан вторник) подвержены, как считается в индийской астрологии, многим напастям. Чтобы их избежать, почитают Мангалу по вторникам. Символический цвет Мангалы — красный. Посвященное ему растение — Mimosa catechu.

Н. Краснодембская

Парвати

ПАРВАТИ (Дочь гор) — супруга Шивы, дочь персонифицированного божества Гималаев и его супруги Мены (Менаки), сестра богини Гонги. Парвати считается образцом идеальной, верной жены, еще в девичестве заслужившей своего супруга преданным поклонением ему, хотя семейная жизнь этой божественной пары не лишена, по легендам, споров и ссор. Иконографически Парвати изображается в виде прекрасной женщины; обычны изображения Шивы и Парвати в покойном уединении на горе Кайласа, а также и в полном семейном коллективе, с сыновьями Ганешей и Скандой-Карттикеей.

Хорс

ХОРС (вероятно, от иранского хоршед - солнце или греческого xoros - хор, хоровод) - одно из древних божеств восточных славян, которое, по-видимому, было олицетворением солнца. Упоминается в «Повести временных лег» (в числе богов, изображения которых князь Владимир поставил в Киеве в 980 году), а также в некоторых церковные поучениях и в «Слове о полку Игореве».

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Дакша

ДАКША в Ведах — один из второстепенных богов группы Адитья, но уже в поздних гимнах «Ригведы» это имя носит божество, принимающее черты бога-отца, в брахманах Дакша отождествляется с Праджапати. Позднее Дакша — устроитель изначального жертвоприношения, приведшего к ссоре с Шивой, на него не призванным: Шива сносит Дакше голову, которую потом заменяют головой козла — с нею Дакша обычно представлен в иконографии. В пуранах Дакша выступает как отец жены Шивы — Сати, которая после их ссоры сжигает себя на костре. В послеведийской мифологии Дакша именуется сыном Брахмы.

Калавада

КАЛАВАДА (времясловие, доктрина Времени) — мифопоэтическое учение, представлявшее собой, по-видимому, экспликацию пессимистического и фаталистического мировоззрения древнеиндийского героического эпоса. Тексты Калавады содержатся главным образом в «Махабхарате». Основные идеи Калавады: Время (Кала) — величайший бог, который создает и разрушает мир; оно обтекает или объемлет собой весь мир. Вселенная тонет в океане Времени, где таятся чудища — Старость и Смерть. Время — все уносящий поток, ветер, играющий людьми, как стеблями травы, огонь, сжигающий все живое.

Гандхарвы

ГАНДХАРВЫ - класс духов или полубогов. Параллели в мифологиях других индоевропейских народов (например, памирские жиндуры, греческие кентавры) свидетельствуют о том, что данная мифологема восходит, по-видимому, к общеиндоевропейской эпохе. Образы небесного духа Гандхарвы, связанного с сомой, в Ригведе и водного демона Гандаревы, связанного с хаомой, в Авесте — представляют собой, вероятно, результат некоей жреческой религиозной реформы в индо-иранский период.

Страницы