Мифология

Богиня-небо и ее супруг (в египетской мифологии).

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia — распространение мифов, сказаний) — 1) совокупность преданий о богах, демонах, героях, их деяниях, сотворении мира; 2) наука, изучающая мифы; 3) коллективные представления, основанные на фантазии, вымысле.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 282.

Фантастический сюжет в росписи этрусского кратера:
Битва пигмеев с журавлями. Глина. IV век до н. э.

МИФОЛОГИЯ — может восприниматься как определенная наука, объектом изучения, анализа для которой является собственно миф. С точки зрения текста мифология может трактоваться как свод, система, собрание мифологических текстов.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 176.

 

Леда (Грейдина, 2007)

Леда — в греческой мифологии супруга спартанского царя Тиндарея; дочь царя Фестия, к которому бежал изгнанный из Спарты Тиндарей. Детьми Леды были близнецы — Диоскуры, Клитеместра, Елена. Последняя считалась дочерью Зевса, который соединился с Ледой в образе Лебедя: от этого союза она родила яйцо, из него появилась Елена. Скорлупу яйца показывали в одном из храмов Спарты во II в. Образ Леды отражен на полотнах Леонардо да Винчи, Микеланджело, П. Рубенса, Н. Пуссена. В античную эпоху миф о Леде и Лебеде — излюбленный сюжет изобразительного искусства (мозаика, фрески, рельефы, вазопись, скульптура Тимофея).

Кибела

Кибела (фригийск., лат. Magna mater, греч. Megale mater), богиня фригийского происхождения, Великая мать, богиня материнской силы, а также плодородия. Ее культовым спутником и возлюбленным был Аттис. В припадке ревности Кибела наслала на Аттиса безумие, и тот оскопил себя. В мифе Кибела именуется также Агдистис, которая у Кагулла отождествляется с Реей. В честь Кибелы и Аттиса весной справляли праздник, во время которого жрецы Кибелы (галлы) оскопляли себя. Кибела изображалась со свитой корибантов, со львами и ударными инструментами. Обряд тавроболия стал частью культа Кибелы только в позднеэллинистическую эпоху. Главное святилище богини в 204 году до н. э. было перенесено из Пессинунта (Верхняя Фригия) в Рим, куда римляне доставляли культовый символ богини – черный камень в форме фалла, желая тем самым отвратить поражение во Второй Пунической войне. Согласно преданию, судно с камнем село на мель в русле Тибра, и лишь девственница могла помочь доставить его в город.

Адонис (Бидерманн, 1996)

АДОНИС — античный мифологический образ-символ юной мужской красоты, который берет начало из сирийско-финикийских верований (Адон — господин) и является разновидностью "умирающих и воскресающих богов", духом ежегодно обновляющегося развития. Будучи возлюбленным Афродиты (лат. Венера), он был убит разъяренным вепрем, по другим версиям — богом Аресом (лат. Марс), который принял образ зверя. Из крови Адониса растут анемоны (ветреница) или адонис. его душа опустилась в подземное царство Аида. Богиня любви умолила Зевса, чтобы Адонис проводил в подземном царстве только часть года, а весною мог бы возвращаться к ней. Эта просьба была удовлетворена, и возрождение молодой природы отмечалось праздниками, песнями, закладкой "садиков Адониса"...

Сибилла

Сибилла — в греческой мифологии пророчица, прорицательница, в экстазе предрекавшая будущее (обычно бедствия). Это имя впервые встречалось у Гераклита (по свидетельству Плутарха). При этом этимология его неясна. Первоначально Сибилла — собственное имя одной из прорицательниц. По традиции первой Сибиллой, от которой получили свое имя остальные пророчицы, была троянка, дочь Дардана и Несо. В эллинистическое и римское время возникли представления о двух, четырех, десяти сибиллах, которых называли по месту их обитания. В Древней Греции наиболее известной была дельфийская Сибилла, в Древнем Риме — куманская, тибуртинская (Альбунея) и римская (Кармента). Прорицания Сибиллы не были связаны с конкретным оракулом или местностью, не ограничивались точным сроком...

Ямаваро

Ямаваро – волосатый одноглазый дух.

Когда лето подходит к концу, водяные покидают реки, переселяются в горы и становятся горными каппа, то есть ямаваро.

Говорят, что ямаваро очень любят персики.

Они садятся вокруг дерева и тянут свои лапки к золотистым фруктам. Их коротенькие лапки становятся все длиннее и длиннее.

 Горные каппы срывают плоды и тотчас с аппетитом их поедают. Если человек застанет ямаваро за этим занятием, они бросают недоеденные фрукты и убегают...

Аматэрасу (Ермакова, 2010)

АМАТЭРАСУ 天照̶ божество солнца, верховное божество в японской мифологии. Ама-тэрасу означает «освещающая небо» или «светящая с неба», но некоторые считают эти слова просто гонорифическим титулом, а само имя божества полагают утраченным. Аматэрасу еще именуется Хи-но ками («божество солнца»), Оохирумэ-но микото («господин/госпожа великого полудня»), Оохирумэ-но мути («хозяйка великого полудня»), Цуки-сакаки-ицу-но митама-амадзакару-мукацу-химэ-но микото (гипотетический перевод: «пронзающая-дерево сакаки-священная душа-отдаленное небо-устремленная госпожа дева»), однако часто боги под этими именами почитаются и как отдельные от Аматэрасу. Верховным божеством Аматэрасу стала, вероятно, лишь в период оформления пантеона...

Ад и Рай у славян

Представления об аде и рае у славян. Еще до принятия христианства встречаются сведения о том, что наши предки называли страну умерших словами «нав» и «пекло». Так, например, слово «навь» (навье) как страна умерших употребляется в Переяславской списке, где есть также такие слова: «из навей дети нас емлют» [1]. В «Повести о Петре и Февронии» читаем: «Яко же лести на древо в высоту через ноги в нави зрети, мысля, абы не сурватися с высоты» [2, с. 272].

 Слово «навь» (навье, навья, навей) в некоторых диалектах и говорах и сейчас еще употребимо в значении «мертвец» [3, с. 981]. В этом же значении оно употреблено и в некоторых местах летописей. В Лаврентьевской летописи говорится:

Сизиф (Грейдина, 2007)

Сизиф — в греческой мифологии сын царя эолян Эола и Энареты, внук Эллина, брат Кретея, Адаманта, Салмонея, отец Главка, дед Беллерофонта. Сизиф был строителем Эфиры (первоначальное название Коринфа). Сизифу была передана власть в Коринфе Медеей. Когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, Сизиф назвал отцу имя похитителя, указал место его укрытия; за это потребовал, чтобы Асон дал воду основанному Сизифом храму и городу. В ответ Зевс послал за Сизифом богиню смерти Танатос. Но Сизиф обманул ее, заковав в цепи и продержав в плену несколько лет. По этой причине люди не умирали. Только Арес освободил Танатос, которая первой своей жертвой избрала Сизифа. Но и в Аиде Сизиф сумел обмануть богов: он оказался единственным умершим, возвратившимся на землю...

Аполлон: главные аспекты культа

Главные аспекты культа Аполлона в ионийско-понтийских полисах. Исходя из многочисленных материалов, накопленных в основном во второй половине прошлого века, можно уверенно считать, что именно Аполлон в большинстве ионийских апойкий на Понте Евксинском являлся верховным богом. Вместе с тем, нельзя отрицать его главенствующего положения и для других потоков колонистов в западном направлении, хотя источники о его широкой популярности не столь многочисленны в полисах на территории Великой Греции. Однако, например, только при основании Наксоса на побережье Сицилии сохранились данные о том, что ойкист Фукл установил прямо на месте высадки кораблей алтарь Аполлону Архегету [Malkin, 1986: 959-972]...

Аврора (Холл, 1996)

Аврора (греч. Эос). В греческой мифологии богиня утренней зари, часто называемая Гомеров «розовоперстной». Она была сестрой Гелиоса (бога Солнца). Каждый день она вставала с ложа, оставляя своего престарелого супруга Титона еще спящим, и вела Гелиоса на небо. На греческих вазах она изображалась с крыльями. Она едет на колеснице, запряженной четверкой лошадей (квадрига). Или ее можно увидеть стоящей в скорбной позе — она оплакивает сына, которого убил Ахиллес в Троянской войне. Предание гласит, что утренняя роса — это слезы, пролитые ею по нему. Аврора — популярная фигура барочной живописи, украшавшей своды дворцов XVII века, — она правит колесницей, запряженной двойкой или четверкой лошадей, или скачет на крылатом коне Пегасе. Всюду на своем пути она рассыпает цветы. Бородатый Тифон может наблюдать, как она мчится...

Страницы