Религия

РЕЛИГИЯ (лат. religio — набожность; святыня, предмет культа) — 1) мировоззрение мироощущение, поведение, культовые действия, основанные на верованиях, ритуалах, вере в чудодейственные силы, существа в виде Бога или богов, являющихся объектами поклонения; 2) учение, постулирующее существование незримой высшей силы, направляющей все явления и процессы во Вселенной.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 438.

 

Миссионерство в России

МИССИОНЕРСТВО. Миссионерство в России было тесно связано с насильственной христианизацией нерусских народностей, борьбой с расколом (старообрядчеством) и сектантством, монастырской колонизацией. Уже в 14 веке Стефан Пермский распространял христианство среди зырян (коми). С присоединением Казанского и Астраханского ханств (16 век) и созданием здесь монастырей усилилась миссионерская деятельность среди местного населения Поволжья, а в 18 - 1-й половине 19 веков - среди народов Сибири и Кавказа.

Индуизм и ислам в Индии

Тюрки и афганцы принесли с собой элементы новой культуры, которая оказывала воздействие на жизнь Индии и постепенно изменяла ее. Прежде всего это был новый — персидский — язык, вытеснявший санскрит, до того бывший официальным языком всей Северной Индии, что сильно повлияло на языковое общение и литературное творчество. В течение последующих столетий персидский язык стал лингва-франка почти всей Южной Азии, и развитие персидской литературы заложило основы смешанной индомусульманской культуры. При султанате Дели наблюдался расцвет индоперсидской литературы.

Миссионерство

МИССИОНЕРСТВО (от лат. missio - посылка, поручение) - форма деятельности религиозных организаций и церквей, официально направленная на обращение инаковерующих; в действительности ставит более широкие задачи, содействуя осуществлению политических целей классов или социальных групп (чаще всего - правящей верхушки), на службе у которых миссионеры фактически находятся. Наиболее широко развернули миссионерскую деятельность первоначально последователи буддизма, а позднее - христианскую церковь. В 3 веке до н. э.

Натуральное творчество

НАТУРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, простейшая эмбриональная форма первобытного анимализма, материализующая образные доминанты с помощью их же естественных символов. Тема определенного зверя фиксировалась путем экспонирования и накопления в особых комплексах наиболее очевидных атрибутов (частей) добытой туши, чаще всего головы, иногда конечностей. Самые ранние акты такой элементарнейшей изобразительной деятельности, вероятно, можно отнести к позднему ашелю (стоянки Торральба и Амброна в Испании, Лазаре во Франции, Азых и Кударо на Кавказе) — именно к той развилке антропогенеза, когда 200 000–250 000 лет назад от основного ствола жизнеобеспечивающего труда ответвился росток «неутилитарной» активности...

Катары

КАТАРЫ — последователи неортодоксальных христианских течений, распространенных в Западной Европе в XII—XIV веках. В католической традиции вероучения катаров выделяли прежде всего по признакам дуализма, отрицания Священного Предания и критики церковной иерархии. В 1179 году на III Латеранском соборе (см. Латеранские соборы) катаризм осужден как ересь, а борьба с ним стала официальным основанием для организации крестового похода в Южную Францию (Альбигойские войны 1209-1229 годов).

Апокрифы (СИЭ, 1961)

АПОКРИФЫ - библейские (от греч. apokrypos - скрытый, тайный) - религиозные книги, отличающиеся по своей трактовке библейских сюжетов от канонической, т. е. официально утвержденной христианской церковью литературы. Апокрифы, отражая в своем содержании борьбу различных течений раннего христианства, оказывали сильное влияние на складывание основных догматов христианской религии. Победившая в ходе борьбы церковь утвердила в 4 веке так называемый канон, в который были включены некоторые произведения из многочисленной раннехристианской литературы; все не попавшие в него были объявлены ложными, или апокрифами, а впоследствии - даже еретическими...

Восьмеричный путь

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ (санскр. astarigikamarga) - доктрина буддизма, составляющая содержание четвертой из четырех благородных истин. Восьмеричный путь — это правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознавание и правильное сосредоточение. Таким образом, восьмеричный путь включает три основные составляющие: «культуру поведения» (правильные мысль, слово, действие), «культуру медитации» (правильные осознавание и концентрация) и «культуру мудрости» (правильные взгляды).

Телеология (Новиков, 1987)

ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. teleos - цель, результат и logos - учение, закон) - идеалистическое учение о целесообразности и целенаправленности явлений природы, высшим основанием, целеполагающим началом и завершением которой является бог. Такую точку зрения высмеял Энгельс, писавший, что согласно телеологам «кошки были созданы для того, чтобы пожирать мышей, мыши, чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа, чтобы доказывать мудрость творца» (т. 20, с. 350). Телеология явилась попыткой объяснения всеобщей взаимосвязи и закономерности явлений. Телеологическая концепция развивалась Аристотелем, Ф.

Апокалипсис (СИЭ, 1961)

АПОКАЛИПСИС (греч. apokalypis - откровение), «Откровение апостола Иоанна Богослова», - одна из книг Нового завета, древнейший памятник раннехристианской литературы (написан середине 68 - начале 69 года). Ценный источник по истории раннего христианства. Апокалипсисом специально занимался Ф. Энгельс. В Апокалипсисе, авторство которого церковь приписывает Иоанну Богослову, нашли отражения бунтарские настроения народных масс, ненависть к Риму, ожидание скорой гибели мировой империи.

Богомильское движение (Матвеев, Ненашев, 1989)

Казалось, ничто не омрачает плавного эволюционного развития болгарской церковной организации. Однако именно в правление царя Петра, в сравнительно мирный период истории страны, в Болгарии поднялось мощное еретическое движение, получившее название богомильского. В сущности это была первая в Европе обширная богословская ересь, оказавшая сильное влияние не только на Болгарию, но и на Европу. Найти причины этого социально-религиозного движения достаточно трудно, ведь болгарская церковь была сравнительно молода.

Страницы