Религия

РЕЛИГИЯ (лат. religio — набожность; святыня, предмет культа) — 1) мировоззрение мироощущение, поведение, культовые действия, основанные на верованиях, ритуалах, вере в чудодейственные силы, существа в виде Бога или богов, являющихся объектами поклонения; 2) учение, постулирующее существование незримой высшей силы, направляющей все явления и процессы во Вселенной.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 438.

 

Амальрикане

АМАЛЬРИКАНЕ - сторонники мистической христианской секты, северофранцузский вариант катаров (альбигойцев). Названы по имени Амори (Амальрика) Венского, на которого они ссылались. Буллой Гонория III от 23 января 1225 предписывалось сожжение всех экземпляров сочинений Амальрика, известных лишь в изложении противников. Фома Аквинский приписывает амальриканам отождествление Бога с идеей мира («Сумма теологии» I q. 3, а. 8 с). Из вездесущего Бога они якобы выводили неразличение добра и зла, ненужность покаяния: знающий Бога должен не плакать, но смеяться; он носитель рая, как грешник — носитель ада. Амальрикане якобы считали любые излишеств допущенными природой, по другим сведениям, они были крайними аскетами. Возвышение знания над верой сближает их с древними гностиками. С историософией Иоахима Флорского перекликается убеждение амальрикан...

Иисус Христос (Баландин, 2012)

ИИСУС ХРИСТОС (около 0 —около 33). Об этом религиозном гении сохранились преимущественно предания. Его появление на земле христиане связывают с чудом, ниспосланным свыше. Согласно историческим сведениям, для этого существовали объективные предпосылки.

К концу VII века до н. э. окончательно установилось Иудейское царство, имевшее единую религиозную систему и центр в Иерусалиме. Оно было завоевано вавилонянами, а часть жителей уведена в плен. Позже их освободил персидский царь Кир. Иудейское государство вновь окрепло, а его народ уверовал в свою богоизбранность. Тогда окончательно оформились основные каноны иудаизма, вера в единственного верховного Бога-Творца, управителя Вселенной...

Епископ (Виппер, 1993)

Епископы. 200–300 годы по Р. X. Через двести лет после начала христианской проповеди христиан было много и на западе: они появились при дворе и в войске, среди богатых людей. Из разных вкладов в общинах христиан составились большие средства. В городах христиане выстроили крупные церкви; они большею частью имели вид базилик. Общины пересылались между собою письмами, помогали друг другу. Для руководства всеми этими делами они выбирали из своей среды епископов. Епископ скоро стал самым уважаемым и сильным лицом в общине. Он распоряжался большим церковным имуществом.

Христианство в Древнем Риме (Виппер, 1993)

Христиане. Учение Христово распространилось сначала на востоке, среди евреев «рассеяния» и греков, в странах греческой речи. Евангелия написаны были на греческом языке. В первые полтораста лет в Риме и в западной части империи было мало последователей христианства. Греки принимали христианство скорее, потому что они были мягче нравами и образованнее (стр. 143). Христианское учение не делало различия между людьми по их происхождению. Апостол говорит, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, а все – одно во Христе.

Религиозные обряды [в Древней Греции]

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ. У греков не было ни основного собрания священных текстов типа Библии, ни единой касты жрецов, занимающихся толкованием и определением религиозных догматов. Население Древней Греции придерживалось различных верований и общалось со своими богами посредством молитв, гимнов, дивинации (гадания), жертвоприношений и приношений вотивного характера. При этом считалось, что боги могут вмешиваться в дела людей и должным образом реагировать на совершение ритуалов, хотя, конечно, существовало и довольно четкое представление о разграничении мира богов и мира людей.

Буддизм и его секты в Японии

В конце XII — в XIII веках появились новые секты буддийской религии: «дзэн», «дзедо» и «нитирэн».

Наибольшее распространение имела возобновившая свою деятельность секта «дзэн» (буквально «созерцание, размышление»), ранее занесенная из Китая. В отличие от других сект ее приверженцы признавали созерцание как волевой акт самоуглубления, как единственный и в то же время доступный каждому путь постижения истины через интуитивное восприятие с помощью внутреннего созерцания. Они призывали к простоте и аскетизму, выступали против всякого книжного знания и просвещения, как источника свободомыслия...

Имперская церковь

ИМПЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (нем. Reichskirche) — понятие, которым в современной исторической науке принято описывать особый характер взаимоотношений государства и церкви в некоторых странах Западной Европы VIII—XII веков, предполагающий широкую включенность церковных структур в систему государственного управления и их непосредственное подчинение государю. Система Имперской церкви возникает во Франкском государстве при Каролингах во 2-й половине VIII — 1-й половине IX века как реакция на потребность государственной власти в политической, административной и культурной консолидации огромной страны.

Синкретизм в Японии эпохи Эдо

Официальная власть признавала два типа верований: связанные с местными божествами, ками, и вера в Будд. С точки зрения администрации, религия находилась под властью префекта, ведающего монастырями и храмами, — дзися бугё. Говоря другими словами, одни и те же чиновники контролировали оба типа верований. Подобное управление соответствовало социальной реальности. Когда возникала необходимость, в одной молитве обращались и к ками, и к Буддам.

Согласно буддийской интерпретации ками, хонд-зи суйдзяку, изначальная земля (Будды) и след, оставленный на ней (ками), относились к одной и той же реальности. Поэтому разница между этими двумя разновидностями священного не ощущалась как сущностная...

Арминиане и гомаристы

АРМИНИАНЕ И ГОМАРИСТЫ - религиозные течения внутри нидерландской кальвинистской церкви, получившие в период Двенадцатилетнего перемирия с Испанией (1609-1621) значение религиозно-политических группировок. Основатель арминианства - голландский богослов Якоб Арминий (Arminius; собственно - Херманс, Hermansz; 1560 - 19.X.1609). В отличие от ортодоксального кальвинизма, арминиане в учении о предопределении оставляли место свободе воли, утверждая, что верующие, если будут верить, спасутся независимо от божественного предопределения; религиозной непримиримости ортодоксальных кальвинистов они противопоставляли политику веротерпимости (а тем самым и компромисса с реакционными католическими кругами)...

Христианство на Руси (Сердюков, 2001)

Традиционно в отечественной историографии значение принятия христианства сводилось к развитию письменности и культуры, в то время как в зарубежной литературе этот факт признавался решающим и первостепенным для образования киевской государственности. Современные историки рассматривают это событие в русле синтеза цивилизационного и классового подходов и подчеркивают особую роль православия в формировании восточнославянской цивилизации.

Страницы