Этика

Конформизм (Ильичёв, 1983)

КОНФОРМИЗМ (от позднелатинское conformis — подобный, сообразный), морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, авторитет, традиции и т. п.). В современном буржуазном обществе конформизм по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям насаждается системой воспитания и идеологического воздействия; он является типичной чертой деятельности бюрократических организаций...

Tags: 

Альтруизм

АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter — другой), нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное «Я» и его благо. Альтруизм противоположен эгоизму. В качестве морального принципа альтруизма фактически провозглашался буддизмом, стоицизмом (поздняя Стоя), христианством, затем английской этикой 18 века (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Д. Юм, А.

Tags: 

Этика в Древней Индии

ЭТИКА. Философской дисциплины, подобной европейской этике, т. е. а) позитивно изучающей и конструирующей понятия поступка, деяния, характера, нрава и прочего и б) созидающей нормативные понятия блага, зла и других, в Индии не возникло. В целом сфера этики поделена в индийской культуре между дхармой и мокшей. При этом дхармой предписываются социальные нормы поведения, обязательные для каждого члена общества, но, поскольку они существенно связаны с его кастой, варной, возрастным статусом, трудноотделимы от обычного права, на долю этического остается немного.

Tags: 

Ахимса

АХИМСА (невреждение) — одно из важнейших нравственных понятий и требований, принимаемых почти всеми школами индийской философии (кроме мимансы, признающей кровавые жертвоприношения) и в еще большем объеме и со всей строгостью — джайнизмом. Понимается как отказ от причинения вреда, порчи или ущерба любой живой особи, не только человеку. У джайнов — распространяется и на микроорганизмы. Причинение вреда может быть прямым (телесно осуществленным), опосредованным (приказ или побуждение причинить вред) и сторонним (одобрение вредительского поступка, совершенного другим), что тоже есть нарушение ахимсы...

Непротивление злу (НФЭ, 2010)

НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ – нравственное требование, непосредственно выраженное в Христовой заповеди «Не противься злому» (Мф. 5:39) и сформировавшееся в процессе перехода от талиона к золотому правилу нравственности. В Нагорной проповеди оно и сформулировано в прямой оппозиции талиону; в ней заповедуются непротивление злу в собственном смысле слова, безграничная щедрость и великодушие (Мф. 5:40–41); ею опосредованы заповеди любви, прощения, любви к врагам и др.

Гуаньси – основа отношений в Китае

Про систему китайских неформальных связей – гуаньси (...) ходит множество историй. Считается, что через гуаньси можно решить все. Итак, прежде всего – что такое гуаньси? Это система неформальных, дружеских, клановых, семейно-родственных связей. В известной степени она является противоположностью официальной структуре, хотя и не противоречит ей: многие современные фирмы, организации и даже система власти по-прежнему строится на создании преференций для людей из своей провинции, уезда или клана. Более того, нередко многие организации целиком состоят из выходцев из одной деревни.

Tags: 

Альтруизм (НФЭ, 2010)

АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme от лат. alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Термин был сконструирован и введен в оборот О. Контом, развивавшим традиции британской моральной философии 18 века, для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм. Альтруизм как принцип, по Конту, гласит: «Живи для других». В 19 веке под влиянием утилитаризма альтруизм понимался как ограничение личного интереса ради общего (в некоторых интерпретациях — общественного) интереса.

Выбор моральный

ВЫБОР (моральный) — самоопределение личности в отношении принципов, решений и действий. В истории мысли высказывались два взгляда относительно предмета выбора. Согласно одному, человек может произвольно выбирать лишь поступки как средства достижения изначально заданной высшей цели (Аристотель, Августин, Локк). Идея выбора как выбора, средств к цели была сформулирована Аристотелем (EN. III, 4—6), который рассматривал проблему выбора как один из аспектов проблемы преднамеренности и особый вид произвольности действий.

Tags: 

Инструментальные и терминальные ценности

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ И ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ - теоретический конструкт ценностных ориентаций, разработанный М. Рокичем, в основе которого лежит предположение, что ценности могут трансформироваться под влиянием воспитания и культуры. Выделяются два класса ценностей: ценные сами по себе (терминальные) и используемые для достижения других целей (инструментальные). В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, которыми должен обладать человек: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий..

Нийога

НИЙОГА (санскр. niyoga – предписание, обязанность) – термин мимансы, означающий обязательства, связанные с выполнением ведийских ритуальных предписаний. Проблемы анализа нийоги касались осмысления мотивации выполнения реципиентом этих предписаний. По «Миманса-сутрам», действия совершаются ради их плодов, плоды существуют ради человека, а человек – ради совершения обрядовых действий (III.1.4–6). В «Мимансасутра-бхашье» Шабарасвамина утверждается, что совершение этих действий не является самоцельным, но мотивировано желанием получения результатов – в оппозиции древнему авторитету мимансы Бадари, настаивавшему на том, что предписания следует совершать из «чистого долженствования»...

Страницы