Последние обновления понятий

Авангардизм (ЭСЮЛ, 1988)

Авангардизм (от франц. avant-garde — передовой отряд) — условный термин, обозначающий так называемые левые течения в искусстве и литературе, возникшие (главным образом на Западе) во втором десятилетии XX века и проявившиеся преимущественно в поэзии и драматургии. Авангардизм отразил стихийный бунт поэтов против современного им буржуазного уклада. Ясной политической программы у представителей авангардизма не было. Они бунтовали против «сытых», против контрастов города, против несправедливой войны, развязанной империалистами в 1914 году. Они считали устаревшими привычные формы литературы и искусства, в том числе и строгие нормы стихосложения (даже синтаксиса), выступали против реализма, который казался им недостаточным для выражения их бунтарских настроений...

Гедонизм

ГЕДОНИЗМ (греч. ἡδονή - удовольствие) — 1. Тип этических учений, в которых все моральные определения (содержание понятий добра и зла и других мотивов и поступков) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). Как тип этического учения гедонизм берет начало от Аристиппа Киренского. В учениях киренаиков гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Именно у киренаиков обнаруживается двойственность гедонизма как практического учения: с одной стороны, в той мере, в какой гедонизм утверждал самоценность личности, в нем очевидны гуманистические черты..

Tags: 

Антропология социокультурная (Клейн, 2014)

Антропология социокультурная (в Англии ее называют социальной, в Америке - культурной) - наука, занимающаяся сравнительным изучением культур с особым акцентом на культуры менее развитых народностей. В Америке она входит в более крупное объединение наук о человеке - антропологию (наряду с физической антропологией, этнографией, теоретической лингвистикой и «преисторией», то есть первобытной археологией). Подобно социологии она рассматривается как наука точная, не гуманитарная, выявляющая законы, хоть ее точной и не называют (называют «социальной наукой», но слово «наука» уже говорит о ее равнозначности с физикой и химией по принципам). В Европе она ассоциируется или близко смыкается с этнологией (теоретической частью этнографии) и, особенно в Восточной и Центральной Европе, причисляется к историческим наукам или, во всяком случае, к гуманитарным.

Даймё (Фролова, 2023)

Прослойка богатых феодалов даймё сложилась в Японии к XI веку, когда власть в стране перешла к военным правителям сегунам. Способные и предприимчивые самураи различными способами расширяли свои землевладения и приумножали капиталы, приобретая огромное влияние в своих регионах. С богатыми людьми, к тому же имевшими у себя на службе целые армии, власти обязаны были считаться. Поэтому еще до установления сёгуната Камакура (1185-1333) Минамото Ёритомо пожаловал крупнейшим даймё административные должности военных губернаторов и управителей провинций.

Получив от властей широкие полномочия, даймё еще больше усилили свою военно-экономическую мощь...

Антропологическая типология

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ, определяет физические (расовые) различия между народами Урала. К среднеевропейской малой расе (входящей в большую европеоидную расу) относится большинство народов центральной части Восточно-Европейской равнины — русские, татары, чуваши, мордва. У народов северо-восточного Поволжья — марийцев, удмуртов — заметна примесь уральской малой расы, занимающей промежуточное положение между европеоидами и монголоидами. К собственно уральской переходной расе относятся народы Зауралья (Западной Сибири) — сибирские татары, ханты, манси, ненцы, селькупы...

Адонис (Бидерманн, 1996)

АДОНИС — античный мифологический образ-символ юной мужской красоты, который берет начало из сирийско-финикийских верований (Адон — господин) и является разновидностью "умирающих и воскресающих богов", духом ежегодно обновляющегося развития. Будучи возлюбленным Афродиты (лат. Венера), он был убит разъяренным вепрем, по другим версиям — богом Аресом (лат. Марс), который принял образ зверя. Из крови Адониса растут анемоны (ветреница) или адонис. его душа опустилась в подземное царство Аида. Богиня любви умолила Зевса, чтобы Адонис проводил в подземном царстве только часть года, а весною мог бы возвращаться к ней. Эта просьба была удовлетворена, и возрождение молодой природы отмечалось праздниками, песнями, закладкой "садиков Адониса"...

Сибилла

Сибилла — в греческой мифологии пророчица, прорицательница, в экстазе предрекавшая будущее (обычно бедствия). Это имя впервые встречалось у Гераклита (по свидетельству Плутарха). При этом этимология его неясна. Первоначально Сибилла — собственное имя одной из прорицательниц. По традиции первой Сибиллой, от которой получили свое имя остальные пророчицы, была троянка, дочь Дардана и Несо. В эллинистическое и римское время возникли представления о двух, четырех, десяти сибиллах, которых называли по месту их обитания. В Древней Греции наиболее известной была дельфийская Сибилла, в Древнем Риме — куманская, тибуртинская (Альбунея) и римская (Кармента). Прорицания Сибиллы не были связаны с конкретным оракулом или местностью, не ограничивались точным сроком...

Генетический подход (Алексеев, 1989)

Как это на первый взгляд ни парадоксально, именно физиолого-антропологические исследования связали антропологию и генетику. Совершенно очевидно, что дети похожи на родителей больше, чем на чужих людей, что человек сохраняет свои расовые признаки, переселившись в другую страну, что у негра рождается негр, а у монгола — монгол. Из этих фактов любой человек может сделать вывод, что внешние особенности человеческого организма, в том числе и расовые признаки, не приобретены в процессе жизни данного человека, а получены им по наследству от предшествующего поколения. Но дальше житейских наблюдений и общего вывода о наследственной природе внешних форм и структуры человеческого тела, сделанного еще в прошлом веке, дело не пошло: слишком сложными оказались пути передачи по наследству этих признаков, их невозможно было уложить в простые законы менделевской наследственности...

Прогресс: античные теории

В античной литературе ярко выражена также и прогрессивная философия истории, но тоже слабо согласованная с постоянной и повсеместной греческой космологией. Уже У Гомера в «Одиссее» киклопы изображаются в виде первобытных людей, не признающих ни божественных, ни человеческих законов, а Одиссей и его спутники, случайно попавшие к киклопам, обрисованы в виде представителей культуры и цивилизации (IX 213—215, 275—278). Но уже явно прогрессивную теорию культуры и цивилизации проповедует Ксенофан, философ и поэт VI—V вв. до н. э.: «Не от начала все открыли боги смертным, но постепенно, ища, люди находят лучшее» (В 18). И дальше эта прогрессивная теория укрепляется...

Клир (Каплан, 2011)

КЛИР, ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ. Когда христианство вышло из подполья в 313 году, имелось лишь несколько городских церквей; в сельской местности приходы практически отсутствовали, но затем они везде быстро организовались по примеру иерархии в римском мире. На Востоке, где населенные пункты размещались довольно плотно, полагался один епископ на город и один город на епископа. Так же, как населенные пункты составляли провинции, епископства были объединены в церковные провинции, вокруг епископа провинциальной митрополии, епископа митрополии, или митрополита. Митрополит объединял подчиненные ему епископства в провинциальном церковном соборе и посещал подчиненных для проверки исполнения поставленных перед ними задач...

Капала

КАПАЛА (буквально «чаша для подаяний, череп») — название древней шиваитской секты, возможно, ответвившейся от пашупата. Ее члены поклонялись Бхайраве и проповедовали возможность овладения чудо действ, силой через уподобление себя Шиве и усвоение необычной, вызывающей манеры поведения. Они посыпали тело пеплом, облачались в тигровую шкуру, питались несъедобными вещами, предавались пьянству и повсюду носили с собой череп-капалу, отчего и стали называться капаликами. Не исключено, что в их среде практиковались и человеческие жертвоприношения. Несомненна связь секты с аборигенными верованиями и с шактизмом. В настоящее время практически не существует.

Джаганнатх

ДЖАГАННАТХ (Владыка мира) — воплощение Кришны, местный бог в штате Орисса, приобретший общеиндийское значение. Его храм в городе Пури — знаменитый центр паломничества. Джаганнатх находится в храме вместе со своим братом Балабхадрой (т. е. Баладэвой) и сестрой Субхадрой. Все трое представлены грубыми чуркообразными дерев, идолами высотой около 2 метров, большеглазыми, примитивно раскрашенными (Джаганнатх — черного цвета, Балабхадра — белого, Субхадра — желтого), что свидетельствует о древних аборигенных корнях культа Джаганнатха. Но первые упоминания о тройке богов относятся лишь ко времени после постройки храма Джаганнатха царем Анантаварманом Чодаганга (1075—1150), причем несомненна изначальная связь этих богов с шиваизмом и шактизмом...

Шары неандертальцев

ШАРЫ неандертальцев, часто имеют почти идеальную сферическую форму (диаметр от 3–4 до 7 см). Большинство их изготовлено из известняка, из которого орудия вообще не выделывались. Знаменательна находка лепных экземпляров (в частности, самые древние — из лесса — открыты в позднеашельском стойбище Ахенхейм, ФРГ). Шары привлекают внимание науки уже более ста лет (с 1872 года), в них видели и грузики пращи, и солярные символы. Археологические источники (Базуа, Монтеспан) позволяют считать шары моделью обычного метательного камня. Такая модель, выражавшая идею и характеристику этого орудия, использовалась в контексте символического воспроизведения охоты (по программе инициации и др.).

Святое копье

Копье сотника Лонгина (Святое копье) — легендарное копье, которым римский воин проткнул бок Христа, висящего на кресте. Первоначально эта святыня хранилась в Иерусалиме, а затем, после захвата города персами в 614 г., была вывезена оттуда в Константинополь и заняла место среди реликвий храма Святой Софии, но позже была возвращена в Иерусалим. С XI в. Святое копье находилось в храме Богородицы Фаросской, в 1200 г. там его видел русский паломник из Новгорода Добрыня Ядрейкович, а в 1204 г. — французский рыцарь Робер де Клари. В 1403 г. Святое копье видел в константинопольском храме Святого Иоанна Предтечи посол кастильского короля Руи Гонсалес де Клавихо...

Пергамент

Пергамент (pergamena) — специально обработанная кожа животных, применявшаяся для письма в Византии и других европейских странах в Средние века. Изобретен в г. Пергам около 180 г. до P. X. и первоначально производился для нужд Пергамской библиотеки в связи с нехваткой папируса. Только что написанный текст с пергамента можно было легко стереть, старые записи соскабливали кусками пемзы. Этот писчий материал был довольно дорог и использовался преимущественно для особо ценных, богато украшенных изданий.

Принцип разделения властей (Волгин, 1941)

Еще один принцип буржуазной демократии [наряду с принципами «народного суверенитета» и «естественного права»] — принцип разделения властей, — выдвинутый Монтескье в его знаменитом «Духе законов» и реализованный в американской Конституции 1787 года, также был воспринят конституционными актами и политическими доктринами французской революции. Так, статья 16 Декларации прав 1789 года провозглашает: «Ни одно общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не установлено разделение властей, не имеет конституции». А Конституция 1791 года пытается дать конкретную реализацию этого принципа в государственном устройстве Франции...

Автаркия в Древней Греции

АВТАРКИЯ (греч. «самодостаточность»). Важнейший принцип экономической жизни древнегреческих полисов (см. полис). Содержание принципа автаркии — хозяйственная самостоятельность и самообеспеченность полиса, его независимость в экономическом отношении от внешних факторов, опора по мере возможности только на собственные силы. На практике абсолютная экономическая самодостаточность была недостижима ввиду отсутствия полного набора необходимых ресурсов в каждом отдельно взятом полисе. Тем не менее автаркия рассматривалась как идеал, к которому следует стремиться. Из греческих полисов ближе всего подошла к этому идеалу Спарта.

Христианство у англосаксов

Хотя валлийцы упорно держались христианской религии, которую занесла к ним римская оккупация, христианизация англичан началась не через Уэльс. Слишком сильна была взаимная ненависть победителей и побежденных, чтобы между ними могли существовать нормальные взаимоотношения. Валлийцы же смотрели на англичан как на кару господню, ниспосланную им за грехи. Христианство проникло в Англию из Рима и немного позднее из Ирландии, через Иону. Седьмое столетие целиком заполнено процессом христианизации — столкновениями соперничающих сект и заключительным триумфом римской католической церкви...

Возникновения ислама (Беляев, 1966)

Источники. Основным источником начального ислама, т. е. периода возникновения этой религии, является Коран. Это очень сложное произведение арабской литературы создавалось в основном в VII веке. Наиболее древние рукописи этой книги, написанные куфическими письменами, относятся, вероятно, к началу VIII века. Согласно мусульманскому преданию, Коран в дошедшем до нас виде был составлен и отредактирован в правление халифа Османа (644—656). Поэтому за ним закрепилось название Османова Корана, или Корана в османовой редакции. Но наряду с этой редакцией, ставшей канонической, существовал ряд других, дошедших до нас только в виде коротких отрывков...

Бакумацу

Хотя основы системы правления периода Эдо были созданы к середине XVI столетия и продолжали действовать до середины XIX века, в стране происходили значительные политические, социальные, экономические и другие изменения, затруднявшие действие системы бакухан, что постепенно привело к падению эффективности действий правительства и крушению бакуфу Токугава.

К середине XVIII века на сёгунат и даймё обрушились финансовые трудности. Богатства теперь были сосредоточены в руках городского торгового сословия. Крестьянские волнения и недовольство самураев стали более очевидными. Были проведены налоговые и социальные реформы, но не помогли и они. Положение земледельцев, которые и так были уже обложены непомерными налогами, ухудшил голод. Благосостояние торговцев резко контрастировало с тяжелым экономическим положением земледельцев и самураев...

Страницы