Последние обновления понятий

Иезуитская империя

Основанный в первой половине XVI века испанцем Игнатием де Лойола для борьбы против реформации и народного антифеодального движения, иезуитский орден быстро превратился во всемогущую полицию католической церкви, щупальца которой проникали во все поры общественной жизни и во многие страны, далеко за пределами католического мира. Иезуиты действовали и действуют по принципу «цель оправдывает средства». Употребление таких «средств», как обман, ложь, надувательство, убийство, шантаж, иезуиты возвели в целую систему.

В испанских и португальских колониях в их руках оказались огромные материальные ценности, недвижимость в городах, поместья и сотни тысяч крепостных индейцев. В 1767 году под контролем иезуитов находилось:

Феодализм в Византии (Сказкин, 1977)

В большинстве стран Западной Европы и в Византии в XI веке общество уже распадалось на два антагонистических класса: класс землевладельцев-феодалов и класс феодально зависимых крестьян. В наиболее тяжелом положении повсеместно находились крепостные крестьяне, в некоторых странах (например, во Франции) уже в X—XI веках составлявшие большинство крестьянства. Они зависели от своего сеньора и в личном, и в поземельном, и в судебном отношении и подвергались особенно тяжелой эксплуатации. Таких крестьян можно было отчуждать (обычно только вместе с землей); они были стеснены в распоряжении своим наследственным наделом и даже своей движимостью, так как последние- считались собственностью феодала...

Буддизм и синтоизм: сближение через культ предков

Непрекращавшиеся контакты между адептами двух религий, стойкость синтоистских стереотипов религиозных представлений и поведения, политика царского рода и т. д. приводили к взаимовлиянию буддизма и синтоизма. Важной сферой проявления такого взаимопроникновения являлись храмы.

Уже первые записи хроники «Нихон сёки», связанные с распространением буддизма, позволяют сделать вывод о том, что буддизм под влиянием родовых культов синто был во многом осмыслен в рамках представлений родового строя. В указе Суйко, например, содержится повеление почитать «три сокровища».

В ответ на это повеление подданные стали возводить буддийские храмы, «чтобы обеспечить благоденствие своих предков» [Нихон сёки, Суйко, 2—2— 1, 594 г.]. Не слишком многочисленные данные ранней буддийской эпиграфики также свидетельствуют о сближении двух религий через культ предков. На статуе Амида (Амитабхи) из храма Кансиндзи в Кавати сохранилась надпись 598 г., в которой говорится...

Ками (НРЯ.С, 2008)

Ками являются объектом поклонения в синто. Что означает слово «ками»? В первую очередь этим термином уважительно именуются благородные, священные духи, что подразумевает почитание их власти и достоинств. Все существа и предметы имеют таких духов, и в некотором смысле все они могут называться ками или рассматриваться как потенциальные ками. Однако поскольку термин несет в себе смысл почитания, его, как правило, не применяют к обычным людям или предметам.

Среди объектов или явлений, которые с древних времен обозначались как ками, имеются такие категории, как рост и плодородие; природные явления - ветер, гром; природные объекты - солнце, горы, реки, деревья, скалы; некоторые животные; духи предков. К последней категории относятся духи предков императора, знатных семей и в целом всех людей...

Серапионовы братья

СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ (по названию кружка друзей в одноименном произведении Э. Т. А. Гофмана) — литературная группа, возникшая в 1921 году в Петрограде (Вс. Иванов, М. Зощенко, Л. Лунц, В. Каверин, К. Федин, Н. Тихонов, М. Слонимский и др.). Группа сформировалась как некое противостояние официальной литературе, писатели не принимали искусство, сложившееся с пропагандой новой власти, провозглашали независимость искусства, особенно от политики, являлись сторонниками формулы «искусство ради искусства». Серапионовы братья искали новые реалистические приемы письма, экспериментировали с ним.

Сизиф (Грейдина, 2007)

Сизиф — в греческой мифологии сын царя эолян Эола и Энареты, внук Эллина, брат Кретея, Адаманта, Салмонея, отец Главка, дед Беллерофонта. Сизиф был строителем Эфиры (первоначальное название Коринфа). Сизифу была передана власть в Коринфе Медеей. Когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, Сизиф назвал отцу имя похитителя, указал место его укрытия; за это потребовал, чтобы Асон дал воду основанному Сизифом храму и городу. В ответ Зевс послал за Сизифом богиню смерти Танатос. Но Сизиф обманул ее, заковав в цепи и продержав в плену несколько лет. По этой причине люди не умирали. Только Арес освободил Танатос, которая первой своей жертвой избрала Сизифа. Но и в Аиде Сизиф сумел обмануть богов: он оказался единственным умершим, возвратившимся на землю...

Аполлон: главные аспекты культа

Главные аспекты культа Аполлона в ионийско-понтийских полисах. Исходя из многочисленных материалов, накопленных в основном во второй половине прошлого века, можно уверенно считать, что именно Аполлон в большинстве ионийских апойкий на Понте Евксинском являлся верховным богом. Вместе с тем, нельзя отрицать его главенствующего положения и для других потоков колонистов в западном направлении, хотя источники о его широкой популярности не столь многочисленны в полисах на территории Великой Греции. Однако, например, только при основании Наксоса на побережье Сицилии сохранились данные о том, что ойкист Фукл установил прямо на месте высадки кораблей алтарь Аполлону Архегету [Malkin, 1986: 959-972]...

Дриопитеки

Историю антропологического состава населения Китая естественно начинать с вопроса о времени появления на территории этой страны возможных предков гоминид — ископаемых антропоидов третичного периода. Существенное значение для поставленной проблемы имеют находки зубов дриопитеков на юго-западе Китая в уезде Кайюань (Юньнань). Эти зубы, обнаруженные в 1956—1957 гг. группой китайских геологов в нижнеплиоценовых слоях, описаны У Жу-каном, который отнес их к особому виду дриопитеков — дриопитеку кайюаньскому (Dryopithecus keiyuanensis), по многим признакам близкому к дриопитеку панджабскому (Dryopithecus punjabicus) из Сиваликских холмов Северной Индии...

Этнос и его признаки

Разработка основных положений теории этноса привлекала за последние годы пристальное внимание советских этнографов. Одним из важных достижений этнографической науки в этой области является, бесспорно, обоснование вывода об определенной иерархичности, таксономической неравноценности признаков этнической общности. Если раньше такие признаки этноса, как общность территории, языка, культуры и т. д., рассматривались обычно как лежащие в одной плоскости, то теперь становится все более очевидным, что перед нами сложная структура разнородных характеристик, относящихся к нескольким уровням...

Городельская уния

Городельская уния (1413). Конфликты с тевтонскими рыцарями и враждебные происки германского императора Сигизмунда Люксембурга побуждали Польское королевство и Великое княжество Литовское к укреплению взаимных связей. Этого же ожидало население обоих государств. Витольд, позиция которого благодаря обретению Жмуди значительно окрепла, стремился, однако, сохранить обособленность Литвы, а его точку зрения поддержали также польские сановники.

Двоюродные братья Ягелло и Витольд, в окружении „большого числа прелатов, знати и рыцарей Польского королевства и Великого княжества Литовского” встретились в Городле на Буге и подписали важный документ, названный позднее Городельской унией...

Анима и анимус (К.Г. Юнг)

Воплощение женского начала в мужском бессознательном и мужского начала в женском бессознательном. Эта психологическая бисексуальность есть отражение того биологического факта, что преобладающее количество мужских (или женских) генов является решающим фактором в определении пола. Меньшая часть генов не несет в себе сексуального качества, образуя в человеке соответствующие проявления психики, в обычных условиях остающиеся бессознательными. Анима и анимус проявляют себя наиболее типично, воплощаясь в некоторых фигурах, в снах и фантазиях («сон-девушка»; «сон-любовник») или в иррациональности мужского чувства и женского рассуждения. Как регуляторы поведения, они являются самыми значительными архетипами...

Литература и религия Вед (Синха, Банерджи, 1954)

Значение Вед. В течение многих поколений Веды передавались из уст в уста. Поэтому они известны как шрути (то, что слушается). Благоговение, с которым индусы всегда относились к Ведам, дало им возможность пронести через века такое огромное литературное произведение в устной передаче, причем за это время оно либо вовсе не получало новых дополнений, либо таких дополнений было очень мало. Современный индийский автор С. И. Дас Гупта в первом томе своей «Истории индийской философии» следующим образом оценивает значение Вед для индусского мировоззрения: «История религий Индии претерпела значительные изменения в период после ведической цивилизации...

О нигилизме (Бодрийяр, 2015)

С нигилизма исчезли мрачные краски в стиле Вагнера и Шпенглера, черные, как копоть, цвета конца XIX века. Он больше не берет своего начала ни в Weltanschauung [мировоззрении] декаданса, ни в метафизическом радикализме, порожденном смертью Бога и всеми теми последствиями, которые из нее вытекают. Сегодняшний нигилизм — это нигилизм транспарентности, и в определенной степени он более радикальный и решительный, чем его предыдущие исторические формы, ведь эта прозрачность, это пребывание в подвешенном состоянии — неотъемлемые признаки системы и любой теории, претендующей на ее анализ. Когда Бог умер, еще был Ницше, чтобы провозгласить об этом, — великий нигилист перед лицом Вечного и перед трупом Вечного. Но перед симулятивной транспарентностью всего на свете, перед симулякром материалистической или идеалистической завершенности мира в гипер-реальности (Бог не умер, Он стал гипер-реальным) уже больше нет теоретического и критического Бога, чтобы распознать своих...

Первоначальное накопление капитала в Англии XVII века (Архангельский, 1960)

Процесс первоначального накопления в Англии в первой половине XVII века. Считая, что «экспроприация сельскохозяйственного производителя, обезземеление крестьянина составляет основу всего процесса», т. е. процесса первоначального накопления, Маркс писал, что этот процесс протекал в Англии в своей классической форме, но в XVII веке не был еще завершен. «Еще в последние десятилетия XVII века yeomanry, независимое крестьянство,— писал Маркс,— было многочисленнее, чем класс арендаторов. Оно было главной силой Кромвеля...». Говоря о размахе и силе английской революции XVII века и французской революции XVIII века, В. И. Ленин объяснял его союзом «городского «плебса» ( = современного пролетариата) с демократическим крестьянством»...

Сущность понятия (Виноградов, Кузьмин, 1954)

Из предыдущей главы мы знаем, что мышление есть отображение в мозгу человека общих существенных свойств вещей, явлений внешнего мира. Те вещи, явления окружающей нас действительности, о которых мы мыслим, принято в логике называть предметами мысли. Так, например, предметами нашей мысли могут быть карандаш, урожай, революция, ученик, высота, движение и т. п.

Вещи, явления обладают различными свойствами. Свойства вещей, явлений называются в логике признаками. Например, длина данного карандаша, его цвет, свойство быть орудием письма и т. д. — всё это его признаки. Своими признаками вещи, явления или отличаются друг от друга, или сходны друг с другом...

Рутинные категории

Среди фундаментальных понятий, встречающихся в современных книгах и статьях (в том числе в научных) весьма часто попадаются такие, которые по сути своей являются ошибочными или даже заведомо ложными. Но которые при том активно обращаются в информационном поле. Эти категории ежедневно употребляют телевизионные (и радио-) журналисты, «эксперты» всяческих мастей, зарабатывающие на показе своих голов по телеящику. Пресса бумажная и электронная, аккаунты социальных сетей – всё пестрит этими ложными категориями, которые мы обозначим термином «рутинные категории»...

Что такое архив?

...это груды тетрадок — нередко без начала и конца, сотни листов и листочков с заметками, которые неизвестно куда относятся и при так называемом первичном разборе всякий раз заново вызывают у архивиста малодушную и отчаянную мысль о полной невозможности установить когда-либо их назначение и последовательность. Это сотни писем, многие среди которых без конвертов и без дат, а вместо подписи в них одна буковка или домашнее, птичье какое-то имя, из которого нет никакого вероятия восстановить полное имя писавшей...

Историческая география (Зайцев, 2006)

Историческая география – это специальная историческая дисциплина, изучающая влияние географической среды на развитие человеческого общества. Существуют и другие определения, например, В. К. Яцунский дал такое: историческая география изучает «конкретную созданную обществом географию населения и хозяйства, а также и преображенную людьми географию природы, в условиях которой эти люди прошлого жили».

Необходимо четко представлять себе разницу между исторической географией и историей географии. История географии или история географических знаний изучает историю географических открытий, экспедиций и путешествий, а также историю географической мысли и географические представления людей в различные исторические эпохи...

Мозаичность этноса

МОЗАИЧНОСТЬ ЭТНОСА (термин [Льва] Гумилева) — неоднородность этноса, определяемая наличием этнических систем более низкого ранга (субэтносов, консорций, конвиксий). Способствует адаптации этноса в этно-ландшафтной среде, не нарушая его единства. Внутреннее неантагонистическое соперничество подсистем этноса повышает его резистентность, делая его более гибким и способным к восстановлению после потрясений, а наличие в подсистемах различных стереотипов поведения позволяет этносу распространяться в разообразных ландшафтах и налаживать контакты с не похожими друг на друга соседями. Мозаичность этнических систем является одной из сторон их иерархичности (см. Этническая иерархий).

Коридорная гробница

КОРИДОРНАЯ ГРОБНИЦА (англ. Passage grave, нем. Ganggrab), одна из основных категорий мегалитических камерных гробниц. Характерной чертой является круглая насыпь над погребальной камерой (часто ступенчатый свод), доступ к которой открывается через узкий входной коридор (см. Толос), конструктивно выделенный (сравните галерейные гробницы). В некоторых гробницах (но не во всех) проявляются другие черты: перисталиты вокруг кургана, дополнительные ниши в основной камере и входные дворики. В Бретани (см. Гавр Инис; …), Ирландии (Нью-Грейндж, …, другие гробницы культуры Бойн) и Энглси на ортостатах или камнях керба выбиты абстрактные рисунки. Известны локальные варианты основной планировки («гробницы со входом», «гунебед»). Коридорные гробницы распространены на западе, обычно в приморских районах, часто группируются в могильники...

Страницы