Последние обновления понятий

Ямаваро

Ямаваро – волосатый одноглазый дух.

Когда лето подходит к концу, водяные покидают реки, переселяются в горы и становятся горными каппа, то есть ямаваро.

Говорят, что ямаваро очень любят персики.

Они садятся вокруг дерева и тянут свои лапки к золотистым фруктам. Их коротенькие лапки становятся все длиннее и длиннее.

 Горные каппы срывают плоды и тотчас с аппетитом их поедают. Если человек застанет ямаваро за этим занятием, они бросают недоеденные фрукты и убегают...

Тэндай в IX веке

Основные направления развития школы Тэндай после Сайте: — это сближение со столичной знатью, усиление «тайной» составляющей в обрядности и в учении, переосмысление подхода к заповедям и развитие обрядов «памятования о будде».

 Для Сайтё: «таинства» были лишь одной из частей работы школы, а для его продолжателей они вышли на первое место. Повседневная деятельность на благо державы мыслится уже не как помощь народу в общеполезном труде на местах, а как моления по заказу мирян, кито:, и посвящения в «таинства» высших сановников и самих государей. Тем самым Тэндай перенимает тот образ «тайной» школы, который в Японии восходит не к Сайте:, а к Кужай...

Огораживание: свидетельства XV и начале XVI веков

 Первым публицистом, если так можно выразиться, поднявшим свой голос в литературе против огораживаний, был Джон Росс (Rossus или Rous, 1411 —1491), уорвикский антикварий и хронист, автор большой хроники под заглавием «История королей Англии». Хроника была написана в 1485—1486 годы и посвящена Генриху VII. Она начиналась с истории нормандских королей и была доведена до 1486 года (год рождения принца Артура, старшего сына Генриха VII).

Под 1459 годом Росс поместил свою петицию, подававшуюся им в парламент (в Ковентри) в этом году. Практического значения петиция Росса не имела, парламент отказался даже ее рассматривать...

Левеллеры (Архангельский, 1960)

Распространение идей левеллеров в армии после победы над королем. Гражданская война всколыхнула всю Англию; она довела до сознания крестьян даже в самых отдаленных и глухих местностях, что в стране произошли коренные перемены. У населения сложилось представление, что старый общественный строй (введенный завоевателями-нормандцами) распадается, что земля Англии становится свободным наследием народа. Но эти представления о грандиозности переворота, породившие надежду на полное изменение основ общественного строя, были далеки от действительности...

Неолит: духовный строй (Элиаде, 2002)

Для наших целей нет нужды прослеживать распространение земледелия и, позднее, металлургии по восточному Средиземноморью, Греции, Эгейскому морю, на Балканах и в придунайских областях, и, наконец, по всей остальной Европе; незачем, равным образом, прослеживать их распространение в сторону Индии, Китая и Юго-Восточной Азии. Отметим только, что поначалу земледелие довольно медленно проникало в некоторые районы Европы. С одной стороны, послеледниковый климат позволял мезолитическим обществам Центральной и Западной Европы поддерживать свое существование продуктами охоты и рыболовства. С другой стороны, приходилось адаптировать злаковую культуру к зонам умеренного климата и лесной...

Аматэрасу (Ермакова, 2010)

АМАТЭРАСУ 天照̶ божество солнца, верховное божество в японской мифологии. Ама-тэрасу означает «освещающая небо» или «светящая с неба», но некоторые считают эти слова просто гонорифическим титулом, а само имя божества полагают утраченным. Аматэрасу еще именуется Хи-но ками («божество солнца»), Оохирумэ-но микото («господин/госпожа великого полудня»), Оохирумэ-но мути («хозяйка великого полудня»), Цуки-сакаки-ицу-но митама-амадзакару-мукацу-химэ-но микото (гипотетический перевод: «пронзающая-дерево сакаки-священная душа-отдаленное небо-устремленная госпожа дева»), однако часто боги под этими именами почитаются и как отдельные от Аматэрасу. Верховным божеством Аматэрасу стала, вероятно, лишь в период оформления пантеона...

Бэрбонский парламент (Кондратьев, 2010)

После роспуска «охвостья» внутри командного состава армии сложилось два сценария устройства Англии. Одна группа офицеров, идущая за генералом Ламбертом, предлагала Кромвелю стать единоличным правителем, возглавляющим небольшой компактный совет. Прежде чем приступить к работе, совету надлежало проходить утверждение в парламенте. Другой план исходил от генерала Гаррисона. Будучи милленарием, он предлагал созвать широкую ассамблею из числа благочестивых и авторитетных людей, которая вызывала аналогии с древнееврейским синедрионом...

Цыши

Цыши. В 160 году до н. э. (пятый год эры правления Юань-фэнь) ханьский император У-ди разделил страну на тринадцать районов и поставил для контроля над правителями округов и владений, расположенных на территории этих районов, тринадцать чиновников, названных цыши (XIII гл. 6, л. 24а). Иероглиф цы [иероглиф] означал «выявлять беззакония», а ши [иероглиф]  —«посол, посланец». В связи с этим название должности может быть переведено как «контролер».

 Цыши, получавшие жалованье в размере шестисот даней зерна в год, проверяли деятельность начальников округов, жалованье которых составляло две тысячи даней...

ВЧК в 1917-1918 годы: формирование (Капчинский, 2017)

Организационная структура главного карательного органа большевистской диктатуры была адекватной его основным задачам и месту в системе государственного аппарата новой власти. Изменение структуры ВЧК и ее численности происходило в зависимости от выполнения возложенных на нее задач, текущего политического момента, линии большевистского руководства и других факторов.

 После захвата власти большевики поначалу не собирались создавать специальные органы по борьбе с контрреволюцией, эту задачу наряду со многими другими выполнял Военно-революционный комитет. Однако 5 (18) декабря 1918 г. ВРК был распущен. 7 (20) декабря 1917 г. на заседании СНК было решено учредить Всероссийскую Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем...

Военно-революционные комитеты (Бычков, 1940)

ВРК был создан по инициативе Ленина и ЦК большевистской партии Исполкомом Петроградского совета 13 (26) октября 1917 г.

 ВРК выступал сначала как орган вооруженного пролетарского восстания, но сразу же после победы социалистической революции он превратился в чисто боевую организацию, работавшую под непосредственным руководством товарищей Ленина, Сталина, Свердлова, Молотова, Дзержинского. ВРК приходилось наводить порядок, подавляя нападения врагов, вести всестороннюю и неутомимую оборону, укрепляя революционные позиции в окрестностях Петрограда от наступающих белогвардейцев, разрушать старые и строить новые органы власти...

Ад и Рай у славян

Представления об аде и рае у славян. Еще до принятия христианства встречаются сведения о том, что наши предки называли страну умерших словами «нав» и «пекло». Так, например, слово «навь» (навье) как страна умерших употребляется в Переяславской списке, где есть также такие слова: «из навей дети нас емлют» [1]. В «Повести о Петре и Февронии» читаем: «Яко же лести на древо в высоту через ноги в нави зрети, мысля, абы не сурватися с высоты» [2, с. 272].

 Слово «навь» (навье, навья, навей) в некоторых диалектах и говорах и сейчас еще употребимо в значении «мертвец» [3, с. 981]. В этом же значении оно употреблено и в некоторых местах летописей. В Лаврентьевской летописи говорится:

Францисканцы (Кардини, 2007)

Господь сказал: «Помните, что посылаю вас, словно овец среди волков: так будьте мудры, как змеи, и простодушны, как голуби». Поэтому тот из братьев, кто решит отправиться к сарацинам и неверным, пусть идет, с позволения священника и слуги его [...] У братьев, которые идут к неверным, есть два пути. Один путь — не вести ссор или споров, но смиренно подчиняться всякому человеческому существу во имя Господа Бога, исповедуя христианскую веру. Другой путь — проповедовать слово Божье, когда Богу это будет угодно, чтобы неверные поверили в Бога всемогущего, Отца, Сына и Святого Духа: в Отца — Создателя всего сущего, и в Сына — Освободителя и Спасителя, и приняли бы крещение, и стали бы христианами, ибо тот, кто через окропление водой не родится заново в Святом Духе, не сможет войти в Царствие небесное...

Оракул (Пенник, Джонс, 2000)

Греческие боги и богини доносили свою волю до своих последователей через находившихся в состоянии возбуждения и транса медиумов. Одно время было принято считать, что классическая религия выражалась лишь в соблюдении внешних норм и обетов, участии в праздниках и совершении предписанных жертвоприношений (176). Это, несомненно, не так. Боги и божества являлись отдельным людям в снах и «шаманистических путешествиях»; их видели целые армии и толпы народа; кроме того, с древнейших времен при храмах и святилищах жили профессиональные прорицатели, как и поныне происходит в такой языческой стране, как Индия...

Абсентеизм (Топорнин, 2001)

АБСЕНТЕИЗМ (от лат. absens, absentis — отсутствующие) — политическое явление, характеризующееся уклонением избирателей от участия в голосовании на выборах и референдумах. Может проявляться в различных формах. Абсентеизм в узком смысле является отказ лиц, обладающих активным избирательным правом, зарегистрироваться в качестве избирателей или явиться на избирательный участок в день голосования. В широком смысле к абсентеистам можно отнести и тех избирателей, которые явились на избирательный участок, но не выразили свое мнение, опустив в урны для голосования бюллетени, признанные недействительными, либо не опустив их...

Tags: 

Трудолюбивая пчела

Хотя с точки зрения абсолютной хронологии «Праздное время» было первым русским частным журналом (разрешение на него было выдано на несколько дней раньше, чем на издание «Трудолюбивой пчелы»), тем не менее по своему общественному и литературному значению журнал Сумарокова стоит выше «Праздного времени», и рассмотрение «Трудолюбивой пчелы» должно быть сделано в первую очередь.

14 декабря 1758 г. Сумароков подал в канцелярию Академии Наук прошение, в котором сообщал о своем намерении «издавать помесячно журнал для услуги народной» и просил печатать его «по двенадцати сот эксемпларов». По прошествии месяца с небольшим, в январе 1759 г., вышла первая книжка «Трудолюбивой пчелы». Назван журнал так, вероятно, отчасти в том смысле, в каком о задачах издания говорится в конце первой статьи журнала:

Обновленчество: краткий очерк

В течение многих веков Русская Православная Церковь зависела от монархического государства и не могла самостоятельно решать свои внутренние проблемы. Предоставление Церкви самостоятельности с последующим влиянием ее на государственную политику останавливало даже самых либеральных самодержцев. Зависимость от государства вполне устраивала и церковную верхушку, которая не пыталась изменить сложившуюся ситуацию. Попытки отдельных лиц, как со стороны духовенства, так и со стороны интеллигенции, привлечь внимание к церковным нуждам стали проявляться во второй половине XIX в., когда дух преобразований проник во все сферы общественной жизни и общественного сознания...

Светский символизм (Даркевич, 1972)

Символизирующее мировоззрение наложило отпечаток и на светское аристократическое искусство. Его питал символический параллелизм, уподоблявший феодальных властелинов персонажам Библии, истории, мифологии и эпоса. Византийский историк Никита Хониат (середина XII в.— 1213 г.) писал: «Для большей части римских царей решительно невыносимо только повелевать... Они считают для себя крайнею обидою, если их не признают мудрецами, людьми, подобными богам по виду, героями по силе, богомудрыми, подобно Соломону, богодухновенными руководителями...»

Староверы-часовенные (Покровский, Зольникова, 2002)

Родоначальник согласия керженских, а затем урало-сибирских староверов-беглопоповцев иеромонах Софонтий (Софоний) родился около 1637 г. и умер после 1710 г. Он был рукоположен в священники митрополитом Ростовским и Ярославским (1652-1691) Ионой Сысоевичем. По сведениям, извлеченным из рукописей уральских собраний В.И. Байдиным и А.Т. Шашковым, после пострижения в монахи Софонтий скрывался в галичских лесах, где около 1690 г. его нашли какие-то "керженские отцы" и переманили на Керженец. Согласно "Истории о бегствующем священстве" керженского писателя XVIII в. Ионы Курносого, Софонтий был сначала священноиноком Соловецкого монастыря, откуда, по преданию, бежал около 1677 г., вскоре после подавления Соловецкого восстани...

Мусульманское возрождение (Нефёдов, 2007)

Первые века мусульманского завоевания были временем разрухи, голода и чумы. Многие города Востока опустели, великолепный Ктесифон лежал в руинах, Александрия подверглась жестокому разгрому; вместе с половиной города арабы сожгли и знаменитую библиотеку: халиф Омар заявил, что раз есть Коран, то нет нужды в других книгах. Греческая учёность была забыта, овладевшие половиной мира варвары правили, не слезая со своих коней, и лишь заповеди ислама отчасти сдерживали их грубость и алчность. В то время, как арабская знать изменила заветам пророка, покорённые народы сделали их своим знаменем и, принимая ислам, требовали равных прав – ведь пророк говорил, что все верующие – братья...

Конфуцианство и повседневная жизнь (Бертронг, 2004)

Конфуцианство всегда, как и в наши дни, представляло собой обширную взаимосвязанную систему философии, идеологии, ритуалов и обычаев, оказывавшую влияние на повседневную жизнь многочисленного населения Восточной Азии. Сейчас оно проникло и в другие части света. Хотя на Западе конфуцианство чаще всего воспринимают только как философское учение, все же правильнее видеть в нем всю совокупность духовной жизни многих поколений жителей Восточной Азии. Всевозможные сферы человеческой деятельности испытали на себе воздействие конфуцианства.

В различные времена и в различных государствах конфуцианство оставалось основным религиозным способом осмысления и практики; философским исследованием окружающего мира...

Страницы