Культура

КУЛЬТУРА — совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие «К.» употребляется также для обо-значения уровня совершенства того или иного умения, а также его внепрагматиче- ской ценности. К. изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь куль-турологией, философией К., этнографией, культурной антропологией.

Далее читай подробное определение понятия Культура.

Аккультурация (Оффенштадт, 2011)

Этим термином обозначается процесс принудительного или добровольного восприятия индивидом или группой элементов культуры другого, как правило, доминирующего общества. Аккультурация совершается в ходе длительных контактов разного типа (оккупация, колонизация, эмиграция и т. д.). Она не сводится к утрате идентичности. Данная проблематика исследовалась в США, где появилось большое количество работ, посвященных «аккультурации» индейцев. Сам термин иногда вызывает возражения, так как, по всей видимости, подразумевает однонаправленный характер заимствований и исключает взаимность культурного влияния, возможную даже между двумя неравными по положению социальными группами...

Об эпохе Возрождения (Конрад, 1974)

При весьма различном понимании исторического существа, содержания и границ эпохи, получившей в истории народов Европы наименование «Ренессанс», само наличие такой эпохи никем не оспаривается. О ней говорят историки всех специальностей и всех направлений. Общее у них в том, что все они имеют в виду прежде всего культурное содержание этой эпохи, различия — в том, что одни видят в Ренессансе лишь одну из эпох истории культуры, другие связывают культурно-историческое содержание ее с социально-экономическим, т. е. рассматривают Ренессанс как особое звено общеисторического процесса. Среди историков первой группы существуют свои различия, заключающиеся прежде всего в том, считают ли они показательной для Ренессанса всю совокупность культуры...

Возрождения средневековые

В научной литературе под этим названием объединяются несколько периодов интенсивной культурной деятельности, основой которой является подъем интереса к наследию дохристианской древности; ни о числе возрождений средневековых, ни о содержании этого понятия, ни о самой его уместности единого мнения до сих пор не установилось. Впервые идею «возрождения до Возрождения» выдвинул Ж.-Ж. Ампер (1839— 1840 годы); согласно его точке зрения, возрождений средневековых было два: при Карле Великом и в конце XI века.

Последователи Ампера значительно умножили их число. К общепризнанным относятся Возрождение средневековое каролингское, Возрождение средневековое оттоновское и «Возрождение средневековое XII века»...

Пхунсу в архитектуре

Помимо взаимосвязи композиции храмов с буддийскими религиозными доктринами своеобразие корейских храмов в значительной мере обусловлено опорой при их строительстве на принципы учения пхунсу 25.

Слово пхунсу (кит. фэншуй) представляет собой комбинацию из двух иероглифов пхун — «ветер» и су — «вода». На европейские языки его принято переводить как «геомантия», что в определенной степени искажает его содержание, так как в этом случае космогонический, экологический и ряд других аспектов пхунсу выпадают из поля зрения 26. Мы будем придерживаться названия пхунсу.

«Основателем учения чири пхунсоль считается буддийский монах конца периода Силла — Тосон, о произведении которого Тосон пиги («Сокровенные записки Тосона») не сохранилось никаких сведений...

Метаморфоза

МЕТАМОРФОЗА (от греч. μεταμορφωστς – превращение) – в философии и культуре превращение одних вещей, процессов, явлений в другие. Метаморфоза предполагает изменение в форме, виде и/или субстанции объекта, но включает в себя также и постоянство, поскольку превращающийся объект не исчезает, а переходит в другую форму. В мифологическом мышлении метаморфоза выражала всеобщую изменчивость вещей и их единство во взаимопревращениях.

Символы в культуре

СИМВОЛЫ В КУЛЬТУРЕ. Символ как элемент и инструмент культуры становится специальным предметом внимания и научного исследования в связи с формированием новой гуманитарной дисциплины – культурологии. В одних случаях культура в целом трактуется как символическая реальность (вплоть до их отождествления, как в «философии символических форм» Кассирера), в других – вырабатывается методология «расшифровки» того смысла, который бессознательно (или во всяком случае нецеленаправленно) был придан объекту культуры, в третьих – символ изучается как сознательно творимое сообщение культуры, и в этом случае интерес представляет как поэтика его создания, так и механизмы его восприятия...

Контркультура

КОНТРКУЛЬТУРА, понятие, используемое в современной социологии и публицистике для обозначения комплекса социально-культурных установок, ориентации и ценностей, оппозиционных господствующей буржуазной культуре. В 60—70-х годы понятие контркультура получило специфическую трактовку как наименование идеологии «мятежных» социальных групп и слоев студенчества, хиппи, членов разного рода «коммун». Хотя наиболее вульгарные проявления контркультуры выглядели как истерическое отрицание культуры, т. е.

Массовой культуры теории

МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕОРИИ. Формирование и развитие массовой культуры в конце 19 – начале 20 века было, по сути, лишено теоретического осмысления. Интеллектуальные элиты в Европе и в США, да и в других странах мира ограничивались пренебрежительными ремарками (кино, например, называлось «развлечением для илотов») и уничижительной критикой. Популярная беллетристика, ярмарочные представления, балаганы, увеселительные заведения, кинематограф триумфально шествовали по планете, но не считались достойным объектом для какого-либо исследования.

Дхарма эдиктов Ашоки

Под дхармой обычно понимались правила поведения человека и праведный образ его жизни, хотя этот термин в более узком смысле мог означать в буддийском учении саму доктрину.

В этих двух значениях термин «дхарма» и упоминается в эдиктах Ашоки. В большинстве надписей дхармой называется свод моральных принципов, а в собственно буддийских эдиктах — учение Будды. Эти моральные правила включали послушание родителям, уважение к старшим, щедрость, неубиение живых существ и т. д., т. е. они касались норм поведения человека, не являясь специфическими ни для буддизма, ни для брахманизма, ни для какого-либо другого религиозного течения...

Рита

РИТА (санскр.), в древнеиндийской мысли обозначение универсального космического закона, одно из ключевых понятий древнеиндийской культуры ведийской эпохи. Рита определяет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение основных условий существования и функционирования Вселенной и человека, мира материального и духовного. То, что устроено в соответствии с ритой, характеризуется как мир широких пространств (в противоположность «амхасу» — состоянию, причастному хаосу и связанному со страхом), направленный изнутри, из некоего центра, вовне.

Страницы