Культура

КУЛЬТУРА — совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие «К.» употребляется также для обо-значения уровня совершенства того или иного умения, а также его внепрагматиче- ской ценности. К. изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь куль-турологией, философией К., этнографией, культурной антропологией.

Далее читай подробное определение понятия Культура.

Теология культуры

ТЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — одно из направлений в современной протестантской теологии; крупнейший представитель — П. Тиллих. В работе «Религиозная субстанция культуры» (1959) он обосновывал необходимость диалога христианства с науками и искусством тем, что автономия культуры, утрата ею «религиозной субстанции» равнозначна утрате смысла. Церковь должна стремиться не к тому, чтобы возрождать свои «культурные рудименты», а открывать в формах существующей автономно от нее культуры самые глубокие измерения — ее конечный смысл, отношение к безусловному. Целью является теономия, т. е. преодоление противоположности между культурой и церковью...

Каролингское возрождение (СИЭ, 1965)

«КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ», «Каролингский ренессанс», - известный культурный подъем во Франкском государстве в 8 - 1-й половине 9 веков, выразившийся в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, большем внимании к произведениям античной литературы и к светским знаниям вообще, а также в заметном улучшении самого письма, в развитии искусства и архитектуры. Термин «каролингское возрождение» введен буржуазной историографией в 19 веке (французский историк Ж. Ампер, немецкий К. Бэр и другие), в 20 веке его широко применяют немецкие историки Э.

Культура этническая

КУЛЬТУРА ЭТНИЧЕСКАЯ — совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основным этнодифференцирующим признаком. Это прежде всего те компоненты, для которых характерны традиционность и устойчивость: обычаи, обряды, народное искусство, нормы поведения и т. п. Вместе с тем носителем этнической специфики нередко (особенно в современных условиях) выступает и профессиональная духовная культура, в первую очередь художественная. Культурное единство членов этноса также неразрывно связано с особенностями их психологии, проявляющимися, в частности, в оттенках их характера, специфике ценностных ориентаций, вкусов и т. п...

Карнавалы [в средневековой Испании]

Другие праздники связаны с церковным календарем. Так, на полуострове в начале XIV века появились карнавалы (carnestolendas), которые начинались в «Жирный четверг» и заканчивались в канун первого дня поста.

В средиземноморской части полуострова в церквях с конца ноября до конца декабря отмечают праздники безумных, называемые праздниками «маленького епископа» или «епископа безумных», это дает повод организовывать пародии на церковные церемонии и проповеди; во многих местах Кастильского королевства коронуются «короли» — бобовые короли, короли юношей, короли Рождества, короли пастухов или свинопасов, а португальцы имеют своих Дедов-Морозов (Januarias)...

Культура национальная

КУЛЬТУРА НАЦИОНАЛЬНАЯ - совокупность культурных элементов и ценностей, которые распознаются людьми как «наше» и «не наше», способствуют осознанию ими своего единства и отличия от представителей других наций (народов).

Национальные культуры — это устойчивые образования, под воздействием которых осуществляется первичная социализация большинства людей, т. е. приобщение к культуре мировой. К. н., безусловно, включает а себя духовный, социально-политический и материальный компоненты, а не сводится только к духовной культуре (где традиционно рассматривают четыре ее элемента — религию, язык, нравственную и художественную культуру), как это иногда принято...

Романтический театр [во Франции]

Помощь становлению во Франции прогрессивно-романтического театра оказали крупные писатели — Сталь, Стендаль, Гюго, Мериме, из которых последние два были крупнейшими драматургами; все они способствовали теоретическому обоснованию поэтики романтической драмы. Характерной особенностью последней являлись отказ от четких разграничений жанров, стремление к слиянию драмы с лирикой и эпосом, смешение трагического с комическим, возвышенного с гротескным (значение гротеска как эстетической категории романтической драмы было впервые подчеркнуто Гюго в предисловии к «Кромвелю»).

Культура Возрождения в Англии

Культура Возрождения с её идейной основой — философией и эстетикой гуманизма — возникает прежде всего на итальянской почве. Неудивительно, что влияние Италии можно заметить у всех английских писателей эпохи Возрождения. Но гораздо заметнее, чем влияние итальянского образца, самобытный характер английской культуры этого времени. Трагическая судьба свободного крестьянства в эпоху первоначального накопления, быстрая ломка средневековых порядков под натиском силы денег, развитие национального государства с его противоречиями — всё это придаёт общественным вопросам в Англии особую остроту.

Просвещение [версия Дидро]

Громадное значение в развитии просветительской идеологии имел философ-материалист и писатель большого таланта Дени Дидро (1713—1784), создатель и многолетний редактор знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», ставшей чем-то вроде идейного штаба третьесословной мысли. Среди сотрудников «Энциклопедии» были Монтескье, Тюрго, Вольтер, Руссо, Даламбер, все самые крупные мыслители эпохи, ученые, инженеры, врачи и т. д.

Новым в «Энциклопедии» было ее подчеркнутое (даже в названии) внимание к ремеслам, технике и т. п. Дидро сам изучал вопросы технологии и ряд статей заказал никому не известным авторам, мастерам различных отраслей производства, квалифицированным рабочим и т. д...

Прогрессивный романтизм Гюго и Жорж Санд

После июльской революции 1830 г. творчество некоторых представителей романтизма сливается с демократическими и утопическими направлениями общественной мысли. Самыми яркими представителями этого романтизма были Виктор Гюго и Жорж Санд.

Виктор Гюго (1802—1885) прошел сложный путь развития. Молодой Гюго выступил в литературе со сборником «Оды и другие стихотворения» (1822 г.), в котором воспевал лилии Бурбонов и католическое благочестие. Однако он очень скоро порывает с этими мотивами и с середины 20-х годов становится сторонником либерально-демократических идей.

Романтизм периода Империи и Реставрации [во Франции]

Основным направлением французской литературы первой трети XIX в. был романтизм. На раннем этапе его развития центральное место в романтическом движении занимал Франсуа Рене де Шатобриан (1768—1848), писатель, представлявший консервативное крыло этого движения. В годы революции Шатобриан — участник войн против французской республики, а в годы Реставрации — реакционный политический деятель. Все написанное им представляет собой полемику с идеями Просвещения и революции.

Страницы