Психология

Зрение

ЗРЕНИЕ - способность видеть, т.е. трансформировать энергию электромагнитного излучения светового диапозона в ощущения и восприятия. Видимым участком спектра электромагнитного излучения считается полоса с длинами волн приблизительно в пределах от 300 до 1000 нанометров. Развитие зрения тесно связано с совершенствованием функции ЦНС [центральной нервной системы]. Как средство познания зрение достигло наибольшего развития у человека, где оно обеспечивает поступление свыше 90% всей информации об окружающем внешнем мире...

Космическая психология

КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда космонавта, зависимость этих особенностей отряда специфических факторов (невесомости, гиподинамии, относительной сенсорной депривации и др.), а также способы и методы целенаправленной организации психической деятельности космонавта в ходе подготовки и осуществления космических полётов. Космическая психология является продолжением той ветви авиационной психологии, которая в связи с крайней экстремальностью условий жизнедеятельности космонавтов и сложностью выполняемых ими задач дополнительно включила в себя многие разделы других отраслей психологической науки...

Малодушие (Рапацевич, 2006)

МАЛОДУШИЕ - морально-психологическое свойство, которое проявляется неспособностью человека отстоять и провести в жизнь свои стремления, взгляды и убеждения. Внутренними причинами малодушия являются: слабость воли, боязнь навлечь на себя неблагоприятные последствия, неуверенность в своих силах, боязнь трудностей. Малодушие формируется под воздействием авторитарного воспитания, бесправия, попустительства злу, безнаказанности за преступления, когда принципиальность и честность обращаются против самого человека - обладателя этими качествами...

Неофрейдизм (СЗФ.ЭС, 2009)

НЕОФРЕЙДИЗМ - направление в современном психоанализе, получившее распространение главным образом в США. Наиболее известные представители: К. Хорни, Г.С. Салливан, Э. Фромм и другие. Возник в 1920-1930 годы. Лидеры неофрейдизма, подвергнув критике ряд фундаментальных утверждений 3. Фрейда (в частности, теорию тлибидо), акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Неофрейдизм сформировался в процессе соединения психоанализа с трудами американских социальных антропологов (в частности, школой культурантропологии)...

Движение выразительное

ДВИЖЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ — внешнее выражение состояний психических, особенно эмоциональных; проявление эмоциональных переживаний и намерений индивида. Проявляется в мимике (движения выразительные мышц лица: выражение лица, улыбка, движения глаз), пантомимике (движения выразительные всего тела: движения тела, осанка, жесты) и «вокальной мимике» — динамической стороне речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса). Движения выразительные часто сопровождаются изменениями пульса, дыхания, функционирования эндокринных желез и пр...

Теория конгруэнтности

ТЕОРИЯ КОНГРУЭНТНОСТИ — относится к группе теорий соответствия когнитивного. Авторы — Ч. Осгуд и П. Танненбаум. Заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре человека как воспринимающего субъекта он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к объекту, который они оба оценивают. Так, если субъект положительно относится к другому субъекту, но отрицательно — к оцениваемому объекту, то в случае позитивного отношения второго субъекта к объекту первый субъект, уменьшая «негативность» своего отношения к этому объекту, уменьшает вместе с тем и «позитивность» своего отношения ко второму субъекту...

Архаизм (Карл Густав Юнг)

Архаизм. Словом “архаизм” я обозначаю древний характер психических содержаний и функций. При этом речь идет не об архаической древности, созданной в виде подражания, как, например, римская скульптура позднейшего периода или “готика” XIX века, но о свойствах, носящих характер сохранившегося остатка. Такими свойствами являются все психологические черты, по существу согласующиеся со свойствами примитивного душевного уклада. Ясно, что архаизм прежде всего присущ фантазиям, возникающим из бессознательного, т. е. тем плодам бессознательного фантазирования, которые доходят до сознания. Качество образа является тогда архаическим, когда образ имеет несомненные мифологические параллели. Архаическими являются ассоциации по аналогии, создаваемые бессознательной фантазией, так же как и ее символизм...

Эмпирическая психология

Итак, психические явления могут быть объективированы, могут стать некоторым объектом. Следовательно, их можно исследовать и познавать; следовательно, они могут составить предмет некоторой науки. Этот мир должен, как нечто объективное, удовлетворять всем требованиям, какие мы делаем относительно объекта. Именно — явления этого мира могут быть классифицированы, подведены под определенные роды и виды; далее - их можно анализировать, различать в них простые и сложные и определять составление одних из других; наконец — их отношения между собою и со всякими другими явлениями должны быть подчинены строгим законам, точному детерминизму, и можно разыскать эти законы...

Четверичность (Юнг, 1997)

Четверичность — это архетип, который проявляется, так сказать, универсально. Она является логической предпосылкой всякого суждения о целостности. Всякий раз это суждение должно сочетать в себе четыре аспекта. Когда, например, судят о целостности горизонта, то называют четыре основные стороны света. Всегда речь идет о четырех основных элементах, о четырех примитивных качествах, о четырех цветах, о четырех кастах в Индии, о четырех путях духовного развития в буддизме. Поэтому существует и четыре психологических аспекта психической ориентации, к которым ничего существенного добавить больше нельзя. Для ориентации нам нужны:

Теория конвергенции

ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ — теория развития психического ребенка, предложенная В. Штерном, в коей сделана попытка примирить два подхода: 1) преформистского — где ведущим фактором признавалась наследственность; 2) сенсуалистического — где упор делался на внешних условиях. В этой теории приоритетность отдается наследственным факторам, а бреда рассматривается как фактор, влияющий на темпы развития, ускоряя или тормозя проявления биологически обусловленных качеств. Само развитие психическое трактовалось как созревание изначально заложенных свойств. Соответственно этой методологической установке, периодизация детского развития трактовалась на базе закона биогенетического.

Страницы