Психология

Символ (Кондаков, 2007)

СИМВОЛ (от греч. symbolon — условный знак). Образ, выражающий собой ту или иную идею, в которой играет роль не только ее универсальное содержание, но и ее субъект (в первую очередь исторический). В отличие от знака, обладающего — в силу своей формализованности и абстрактности — общедоступным нормативным содержанием, символ в значительно большей степени связан, с одной стороны, с материей своего выражения (чаще всего это визуальный образ), с другой — с историей своего существования, что при анализе символа заставляет обращаться к герменевтике как к методу прояснения традиций в трактовках того или иного понятия. В рамках психоанализа символ трактуется как выражение бессознательной жизни: у 3. Фрейда — индивидуальной, у К. Г. Юнга — коллективной.

Ангедония

АНГЕДОНИЯ (от Греч. а   — отрицательная частица + hedone — наслаждение). Клиническое нарушение, которое характеризуется неспособностью переживать радость. Больной не способен доставлять себе удовольствие простыми развлечениями (общение, еда, кино, чтение, музыка и т. д.). Часто бывает следствием тяжелых переживаний. Может выступать базовым признаком шизофрении. Виды. В качестве особого подвида принято выделять оргазмическую ангедонию, при которой отсутствует чувственное переживание оргазма при физиологически нормально протекавшем половом акте (например, при нормальной эякуляции)...

Теория реверсивности

ТЕОРИЯ РЕВЕРСИВНОСТИ (от греч. theoria — исследование и лат. reversus — обратный). Теория мотивации, сконструированная М. Дж. Аптером и основанная на предположении, что мотивация обладает мультистабильностью, т. е. имеет более чем одно стабильное состояние. Постулируется, что в мотивации существует два метамотивационных состояния равновесия. Первое, «телическое», характеризуется направленностью субъекта на достижение некоторой цели, второе, «парателическое», ориентирует субъекта на сам процесс и сопутствующие ему ощущения.

Теория личности

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ — Согласно Г. С. Салливану — система представлений, в коих решающая роль в появлении особенностей личности и психологических расстройств приписывается отношениям межличностным. Типичные межличностные ситуации выступают некими матрицами для формирования определенного типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок. Признается, что при изменении отношений социальных (межличностных) можно достигнуть гармонизации личности, что и ставится целью психотерапии.

Обучение

ОБУЧЕНИЕ — процесс целенаправленной передачи (формирования) знаний, умений, навыков. Проблема обучения рассматривается не только в психологии педагогической (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной, в нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к ней во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. Сторонники теорий спонтанного развития, признавая большую роль обучения в обретении индивидом общественного опыта, считают, что обучение — процесс, внешний по отношению к психическому развитию, развивающемуся по собственным законам, не связанным с актуальным бытием индивида...

Психотизм

ПСИХОТИЗМ (от греч. psyche — душа). Конструкт теории личности Г. Ю. Айзенка. Эта вторичная личностная черта характеризуется такими поведенческими признаками, как фантазия, богатство воображения, живость ассоциаций, оригинальность, негибкость, субъективизм, недостаток реалистичности, эгоцентризм, эгоизм, бесстрастие, неконтактность, плохое переключение, недостаточная точность движений, иногда конфликтность, сильное внутреннее напряжение, неадекватность эмоциональных реакций.

Лень

ЛЕНЬ — универсальное средство защиты от бесполезного труда. Чаще всего — следствие неуверенности в цели, отсутствия стимулов, просто многолетней усталости. Чтобы разобраться в лени, нужно уточнить ее суть. Лень выполнять определенную работу. — Есть два выхода: отказаться от работы или сделать ее приятной. При попытке отказаться от работы нужно решить, кто другой возьмет на себя эту работу или что случится, если не делать ее совсем. Здесь можно поменяться с кем-то делами, привлечь на помощь или разбить работу на операции, изменить ее технологию и пр.

Идеализация (Головин, 1998)

ИДЕАЛИЗАЦИЯ — согласно З. Фрейду — стремление, создающее ошибочное суждение, проявляемое в феномене сексуальной переоценки объекта ввиду того, что избранный объект до некоей степени не подвергается критике и все его качества оцениваются выше, чем качества нелюбимых людей, или же чем качества того же самого объекта, пока он еще не был любим. Благодаря идеализации объект, не изменяясь в сущности, становится более значимым и оценивается выше. Она возможна как в отношении Я-либидо, так и объект-либидо.

Психоаналитический процесс

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (от греч. psyche — душа + analysis — разложение, расчленение). Форма психотерапии, основы которой были заложены 3. Фрейдом. Целью психоаналитического процесса выступает постепенная интеграция ранее подавленного содержания в общую структуру личности и сознания. В ходе развития данного подхода были разработаны следующие базовые понятия: перенос (связывание с психоаналитиком тех чувств и поведения пациента, которые основаны на его инфантильных отношениях к родителям); контрперенос (процесс, симметричный переносу, осуществляющийся психоаналитиком в отношении пациента); сопротивление (стремление не допустить в сознание бессознательные и неприемлемые идеи и импульсы)...

Ценность

ЦЕННОСТЬ — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира или символов, связанных с ними, для субъекта познания и деятельности, определяемая их связью с жизнедеятельностью человека. Находит свое выражение прежде всего в идеалах, нравственных нормах, установках, побуждая соответствующую деятельность и выступая ее регулятором. В широкомасштабном кросс-культурном исследовании было показано, что существуют основные ценности, одинаково признаваемые во всех культурах (Schwartz S.

Страницы