Идеология

ИДЕОЛОГИЯ — система политических, социальных, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических идей и взглядов, исповедуемых партиями, политическими течениями, общественными движениями, научными школами, отражающих их мировоззрение, идеалы, целевые установки. В идеологии осознаются, отражаются, оцениваются отношения людей к окружающей действительности, общественные отношения, социальные проблемы, положение социальных групп и слоев, их интересы, цели социально-экономического развития.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 171.

Далее читайте полное определение понятия "Идеология"

Постиндустриальное общество (Чубарьян, 2014)

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - понятие, сформировавшееся в рамках теории индустриального общества для обозначения современной стадии общественного развития.

Постиндустриальное общество - это тип общества и стадия эволюции, на которой происходит переход от производящей к сервисной экономике, и информация становится главным социальным, культурным и технологическим ресурсом. Близкими по смыслу являются понятия «информационное общество», «технотронное общество», «общество постмодерна».

Галликанство

ГАЛЛИКАНСТВО — религиозно-политическая доктрина и модель церковного устройства во Франции в эпоху «Старого порядка». В своем завершенном виде галликанство сводилось к утверждению независимости национальной церкви от Рима. Признавая Римского папу (см. Папство) формальным главой Римско-католической церкви (см. Католицизм), галликанство придает большее значение соборам и самой церковной иерархии. Свое теоретическое основание галликанство видит в теологии и в традиционных правах и обычаях церкви во Франции, уходящих корнями в IV век, когда во главе самостоятельной галльской церкви стоял архиепископ города Арль. Возникший тогда союз церкви и государства укрепился в эпоху Меровингов и Капетингов...

Османизм

ОСМАНИЗМ, оттоманизм, - политическая доктрина, выдвинутая в конце 19 века младотурками. Первоначально декларировала «равенство всех османов», т. е. всех подданных Османской империи, без различия их национальности и религии, но затем, особенно после прихода младотурок к власти в 1908 году (см. Младотурецкая революция 1908 года), превратилась в орудие их борьбы против национальных требований нетурецких народов империи и в идеологическое обоснование необходимости их отуречения с целью создания «единой османской нации».

Расизм (СИЭ, 1968)

РАСИЗМ - совокупность антинаучных реакционных представлений о разделении человечества на «низшие» и «высшие» расы, на «полноценные» и «неполноценные» в биологическом и психическом отношениях народы. Главное назначение расизма заключается в обосновании колониализма, национального и социального неравенства с помощью тенденциозно истолкованных, а часто и искаженных данных антропологии и биологии. Антигуманистическая идеология расизма всегда использовалась как «теоретическое» прикрытие преступной практики разжигания национальной и расовой розни, апартхейда и геноцида.

Апартхейд (СИЭ, 1961)

АПАРТХЕЙД (в литературе иногда апартеид) (на языке буров (африкаанс) apartheid - раздельное проживание) - принцип расовой сегрегации в Южно-Африканской Республике, положенный в основу политики жесточайшей расовой дискриминации по отношению к коренному африканскому населению - народам банту, а также к другим этнич. группам неевропейского или смешанного происхождения.

Правительство ЮАР принуждает неевропейцев жить в особых отведенных для них районах (резерватах), в особых городских кварталах или в специальных пригородных поселках (локациях). Неевропейцы лишены всех прав, заработная плата их гораздо меньше, чем у белых. Нарушение апартхейда преследуется в уголовном порядке...

Евразийство

ЕВРАЗИЙСТВО - идейно-политическое и общественное учение в русском послеоктябрьском зарубежье 20-30-х годов. Впервые заявило о себе выходом сборника «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев» (София, 1921), авторами которого и инициаторами движения стали Савицкий, Н. С. Трубецкой, Флоровский, Сувчинский. В разработке идеологии евразийства активно участвовали также Н. Н. Алексеев, Г. В. Вернадский, Карсавин, другие видные деятели русской культуры.

Евразийский проект

ЕВРАЗИЙСКИЙ ПРОЕКТ - разработанная теоретиками евразийства, русскими философами-эмигрантами в 30-80-е годы XX века, модель будущего российского общества и государства, интегрировавшая их геополитические, экономические, исторические, культурные, религиоведческие, этнографические и лингвистические учения. Методологической основой евразийского замысла стали метафизика всеединства в последнем ее историческом варианте - онтологии триединства Карсавина, усилившей динамическо-диалектическое понимание бытия и позволившей осуществить уникальный духовный синтез, созданное философом на этой базе учение о симфонической личности...

Либертаризм

ЛИБЕРТАРИЗМ. Политическая доктрина, в своем радикализме идущая дальше либерализма в утверждении безусловного приоритета прав и свобод человека по отношению к коллективу, обществу и государству, отрицающая легитимность всякого вмешательства государства и общества в личную жизнь человека. Серьезно отличается от классического либерализма, считающегося с интересами общества, значением общественных движений и контролем государства.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Неомальтузианство

НЕОМАЛЬТУЗИАНСТВО, обновлённый вариант мальтузианства; в обыденном представлении — отказ от детей в браке. Зародилось в конце 19 века, в виде так называемых неомальтузианских общественных лиг, союзов и т. п. Если «классическое мальтузианство» полностью отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в неомальтузианстве это воздействие признаётся, но приравнивается к воздействию биологических факторов. Так, американский демограф Дж.

Иосифляне

ИОСИФЛЯНЕ — представители религиозно-политического направления в Русской православной церкви конца 15 — 16 века, сторонники и последователи Иосифа Волоцкого. Видные представители: митрополиты Макарий, Даниил, старец Филофей, архиепископ Феодосий и др. Иосифляне выступали за союз церкви и государства, начиная с укрепления и защиты духовного авторитета главы государства (теории о божественном происхождении царской власти, Москва — Третий Рим) и кончая участием в решении ряда социальных проблем (помощь нищим, голодающим).

Страницы