Литература

ЛИТЕРАТУРА [лат. litteratura — написанное] — 1) в широком смысле — совокупность письменных и печатных произведений (научных, художественных, философских и др.) того или другого народа, эпохи или всего человечества; 2) вид искусства — творчество, выраженное в письменном слове.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 194.

 

Баллада (ЛЭ, 1981)

БАЛЛАДА, лиро-эпическое сюжетное стих, с четкими жанрово-структурными признаками, представленное в поэзии Лермонтова сравнительно небольшим числом произведений. Однако в круг его балладного творчества входит множество явлений промежуточных, междужанровых — на границе лирического стихотворения и баллады (песня, дума), эпоса и лирики (историческая и военная песни). Их «балладность» обнаруживается в острой сюжетности, лиризме повествования, фрагментарности композиции, особой роли диалога, четкой ритмической организации стихотворного текста. Ранние баллады создавались под прямым воздействием предромантической и романтические традиции, в первую очередь B. А. Жуковского и немецких поэтов Ф. Шиллера и Г. Бюргера, интерес к которым был пробужден переводами Жуковского; таковы «Баллада» («Над морем красавица-дева сидит»), «Перчатка», «Гость» («Как прошлец иноплеменный»)...

Антитеза у Лермонтова

АНТИТЕЗА, антитетичность, в широком смысле — принцип мировосприятия, заключающийся в обнаружении противоположности двух явлений; в искусстве — прием, запечатлевающий контрастность понятий, характеров, психол. состояний, ситуаций, атрибутов быта и т. п. Антитеза интенсивно используется Лермонтовым на протяжении всего творческого пути; из локального художественного приема антитеза у Лермонтова перерастает в мировоззренческий гносеологический феномен и обретает новую жизнь, полную художественных неожиданностей.

В произведениях Лермонтова выделяются несколько уровней антитезы...

Агитка

АГИТКА (от лат. agitatio — побуждение) — литературное произведение, написанное на злободневную общественно-политическую тему, в котором все изобразительные средства направлены к одной цели — максимальному агитационному воздействию на читателя (слушателя).

В 20-х годах 19 века А. Бестужев-Марлинский вместе с К. Рылеевым написал агитационные песни «Царь наш немец прусский», «Ах, где те острова», «Ах, тошно мне на чужой стороне», «Ты скажи, говори». Популярные агитационные песни в 50—60-х годах создали поэты революционно-демократического лагеря. В советскую эпоху искусство агитки получило большое развитие. Мастером большевистской агитки был Д. Бедный. В годы гражданской войны агитационное воздействие его стихов на бойцов Красной Армии было исключительно сильным...

Мозг - текст - культура - искусственный интеллект (Лотман, 1992)

Неопределенность, которая царит до сих пор в этом вопросе, в значительной мере связана с тем, что единственным реально данным нам интеллектуальным объектом до сих пор предполагался механизм индивидуального сознания человека. Поскольку объект этот не включается ни в какой ряд, оставаясь уникальным, изучение его чрезвычайно затруднялось: что в нём принадлежит сознанию как таковому, а что следует отнести за счёт случайной и частной его формы - человеческого сознания - оказывалось практически невыяснимым. Неясность исходного понятия - "интеллект" - влечёт за собой ряд последствий. В частности, открытым остаётся вопрос о том, в какой мере, моделируя отдельные элементарные звенья мыслительного процесса или формализуя отдельные аспекты логического сознания, мы действительно приближаемся к построению искусственного автономного интеллекта...

Итинерарий

Итинерарии — произведения латинской христианской литературы. В связи с движением паломников, усилившимся с IV века н. э., рождается ряд путеводителей, описывающих Святую Землю и ее памятники. К ним принадлежат Бордосский итинерарий — описание путешествия из Бордо (Бурдигалы) до Иерусалима по святым местам (333 год), Свод сведений об Иерусалиме V/VI веков. О положении Святой Земли (De situ Terrae Sanctae) Феодосия и приписываемый Антонину из Плаценции Итинерарий, представляющий описание паломничества в Иерусалим около 570 года. Особое место занимает итинерарий Эгерии. Итинерарии являются важным документом для изучения ментальности того времени и паломнического движения, а также содержат неоценимые сведения по географии, топографии и археологии, в особенности относительно Палестины.

Баллада

Баллада (от позднелат. ballo — танцую) — наиболее популярный жанр народной поэзии; начал складываться почти одновременно во многих странах Западной Европы с XIII века, но первые записи были осуществлены только спустя почти два столетия. Все это время баллада существовала в устной традиции. Первоначально термин означал плясовую песню. Отличительная черта балладного жанра — краткость и драматичность, даже трагичность сюжета, но главное — реальность, жизненность. Объектом баллады являлась психологическая коллизия, связанная с семейной или социальной проблемой. Герой баллады — всегда активная, деятельная личность, которая пытается бороться против существующих несправедливых порядков. Ранняя народная баллада связана с сюжетами героического эпоса, многие баллады имеют исторические источники. К лучшим образцам народной поэзии относятся англ. баллады, посвященные Робин Гуду.

Былины (Погодин, 1871)

Былины, или песни былевые, дошли до нас в самом поврежденном виде, почти изуродованные, но основание их, без всякого сомнения, относится к глубокой древности и ко времени главного лица, около которого все они, так или иначе, обращаются, — стольного князя киевского Владимира. Киев, Чернигов, Волынь, Галич, Дунай, Днепр — вот имена, которые беспрестанно слышатся в этих песнях и показывают место их сочинения или происхождения, — на юге, в Киеве и около Киева.

Подлинность их доказывается убедительнее всего «от противного», как говорится в логике.

Объяснимся сначала по вопросу о времени. Ни к какому времени, кроме Владимирова, всего менее после татар, нельзя приурочить наши былины...

Ирландские саги

Ирландские саги — основной жанр светской прозаической литературы на ирландском языке в эпоху Средневековья. Принятое в русской историографии название «саги» заимствовано из скандинавской традиции (см. также Исландские саги), ирландцы называли эти произведения seel — «рассказ», «повесть», «известие». Вопросы, связанные с происхождением, авторством и аудиторией Ирландских саг, в XX веке стали предметом полемики, многие из них до сих пор не получили ответа. С точки зрения ученых-«нативистов» (П. Мак-Кана, Дж. Мёрфи), тексты Ирландских саг, отражавшие реалии дохристианской и дописьменной эпохи, устно передавались поколениями филидов — поэтов и знатоков старины. «Антинативисты» (Дж. Карни, К. Мак-Кон) утверждали, что тексты создавались христианскими клириками под влиянием античной литературы...

Агиография (Гуревич, 2003)

К агиографии могут быть отнесены тексты, существенно различающиеся по своим жанровым и функциональным параметрам: как предназначенные для литургических целей — мартирологи, особые службы и т. п., так и повествовательные тексты — страсти мучеников, жития святых, сказания об обретении и перекосе (translatio) реликвий, истории о чудесах святых. В единую классификационную группу они объединены в силу того, что их содержание сфокусировано на образе святого и интерпретации феномена святости.

Истоки средневековой агиографии уходят в эпоху раннего христианства. Своеобразным преддверием жанра считают многочисленные апокрифические сочинения, обращенные к образу Христа, его матери и первых учеников - апостолов...

Некролог (Матвеева, 2010)

НЕКРОЛОГ — письменный жанр публицистики, а именно: монологический текст об уходе человека из жизни. С помощью некролога одновременно извещают о смерти и прощаются с умершим. В некрологе важна информационная составляющая (как правило, называется точная дата смерти, даются биографические данные, обязательно уделяется внимание заслугам умершего перед отечеством), но ещё важнее личная интонация печали, скорби, хотя некролог может иметь и коллективное авторство. Чувство утраты, боль разлуки — ведущая тональность некролога, которая может дополняться другими эмоциями...

Страницы