Этнология

Аккультурация (Оффенштадт, 2011)

Этим термином обозначается процесс принудительного или добровольного восприятия индивидом или группой элементов культуры другого, как правило, доминирующего общества. Аккультурация совершается в ходе длительных контактов разного типа (оккупация, колонизация, эмиграция и т. д.). Она не сводится к утрате идентичности. Данная проблематика исследовалась в США, где появилось большое количество работ, посвященных «аккультурации» индейцев. Сам термин иногда вызывает возражения, так как, по всей видимости, подразумевает однонаправленный характер заимствований и исключает взаимность культурного влияния, возможную даже между двумя неравными по положению социальными группами...

Креолы (Луна, 2010)

В любом случае самым важным событием общественной жизни того времени [период вице-королевства в Латинской Америке] стало появление группы людей, которая с каждым днем приобретала все большее значение и отличалась изрядным честолюбием - креолов. Так называли потомков испанцев, не метисов (поскольку они не имели, по крайней мере внешне, признаков смешения крови) и насчитывавших в своем роду три, четыре, а то и пять поколений предков, живших на американской земле.

В то время такие провинции, как Ла-Риоха или Катамарка, в действительности управлялись креолами через кабильдо...

Касты у балийцев

На Бали, единственном острове Индонезии, еще со времени проникновения индуизма существуют касты, в которых нашло выражение сословное деление общества. Однако балийские касты нельзя отождествлять с индийскими, ничего похожего на крайности индийской системы на Бали нет. Балийцы в сильной степени сохранили свой адат и живут, согласуясь больше с ним, чем с кастовыми предписаниями 36.

Кастовая система на Бали утвердилась лишь со времен Маджапахита, но еще до этого периода население острова имело свою аристократию, свои сословия, по-видимому, напоминавшие те, которые можно встретить и теперь на большинстве островов Восточной Индонезии. Эти старые сословные деления сохранились и в системе каст...

Марга – соседская община батаков

Батаки живут в условиях распадающегося общинно-родового строя, а их социальная организация до наших дней сохраняет пережитки отцовского рода. В подавляющем своем большинстве они живут в селениях (хута), в которых находятся члены нескольких марга 38 (тоба) или мерга (каро). Батаки-тоба с острова Самосир, сохранившие традиционную культуру в наиболее нетронутом виде, нередко насчитывают до 20 поколений предков, батаки других районов — несколько меньше 39.

Каждая батакская этническая группа (в прошлом племя) состоит из нескольких марга: у Тимуров их четыре, у каро — пять, у тоба — девятнадцать и т. д. 40. Различное число марга объясняется тем, что, разрастаясь, первоначальные марга делились, и новые подразделения также получали название марга...

Адат (Али-заде, 2007)

АДАТ - обычаи, присущие различным народам. Их возникновению способствуют различные аспекты общественной жизни. Некоторые ученые в области исламского права отводили адату определенную роль в регулировании общественных отношений. Однако при этом оговаривалось, что адат не должен противоречить шариату. Те же адаты, которые противоречат исламскому праву, попадают в разряд отвергнутых, как об этом говорится в аяте Корана: «Когда же они совершают какой-либо мерзкий поступок, они оправдываются так: "И наши отцы поступали так же, и Аллах велел нам [поступать] именно так". А ты [, Мухаммад,] отвечай: "Воистину, Аллах не велит совершать поступков мерзких. Неужели вы станете возводить на Аллаха то, о чем не ведаете?"» (7: 28).

Метисы (СИЭ, 1966)

МЕТИСЫ (от франц. métis - смешанный) - потомство от браков лиц, принадлежащих к различным расам. В Америке метисами обычно называют потомков от браков «белых» и индейцев. Во многих странах Латинской Америки (Мексике, Экуадоре, Боливии и др.) метисы составляют основную часть населения. В капиталистических, колониальных и полуколониальных странах (особенно Америки и Африки), в условиях острой классовой борьбы и расовой дискриминации, термин «метисы» имеет не только расовое, но и социальное значение, и причисление к этой категории зависит как от физического типа, так и от социального положения человека.

Антропофагия у майя

Нет сомнения, что в некоторых случаях древние майя ели человеческое мясо. Это был ритуальный каннибализм; человеческое мясо не было частью их рациона. Даже испанские хронисты, обычно жаждавшие найти пороки и противные им обычаи у индейцев, почти единодушно утверждают, что майя не ели человеческое мясо, за исключением некоторых празднеств. В этих случаях подчеркивается, что части жертв поедались "с великой набожностью и почтением". Когда Вальдивия и несколько его товарищей были принесены в жертву по указанию одного из касиков карибского побережья Юкатана, "было устроено пиршество для всех людей" как нечто необычное. Также и в Гватемале антропофагия была ритуальной. "Тела принесенных в жертву варились и поедались как освященное мясо", - говорит нам Хименес. Он добавляет, что это мясо подносилось великому жрецу, правителю и другим жрецам и знатным людям, но "людям из народа не доставалось ни кусочка".

Ментальность этноса

МЕНТАЛЬНОСТЬ ЭТНОСА (фр. mentalite от лат. mentalis умственный, духовный) — особенности психического склада и мировоззрения людей, входящих в ту или иную этническую целостность, исторически сложившийся образ мыслей, чувств и мироощущения этноса, создававшийся веками в процессе его исторического развития. Ментальность этноса выражается в виде иерархии идей, воззрений, представлений о мире, оценок, вкусов, культурных канонов, способов выражения мысли, являясь существенной частью этнической традиции. Формируется ментальность этноса в ходе этногенеза (в том числе под влиянием этнических контактов). С повышением ранга этнической системы ментальность этноса проявляется все более ярко...

Мироощущение

МИРООЩУЩЕНИЕ (термин [Льва] Гумилёва) - подсознательная реакция человека на окружающую его реальность; весь комплекс психологических процессов и явлений, вызываемых внешними воздействиями на индивидуума, но не переработанных его сознанием. Не следует путать с мировоззрением — сознательным отношением к окружающему миру. Мироощущение определяется как генетически обусловленными свойствами данного человека (его конституцией, пассионарностью и т. д.), так и влиянием среды. Л. Н. Гумилёв на историческом материале показал, что для формирования мироощущения людей исключительно важен этнический состав среды, в которой они живут, причем решающую роль здесь играет характер контактов на суперэтническом уровне.

Местничество (Тавадов, 2011)

МЕСТНИЧЕСТВО — взгляды, представления, настроения и действия, обусловленные региональными, местными интересами, понимаемыми узко, ограниченно, локально, выдвижение их на первый план в ущерб общегосударственным, общенациональным интересам. Если речь идет о национально-государственном или национально-территориальном образовании, то это явление приобретает национальный оттенок. И тогда национально-региональному фактору придается приоритетное значение, часть противопоставляется целому. Искусственно выпячиваются специфически местные, территориальные, областные, республиканские интересы для получения каких-либо преимуществ и льгот, особого правового, налогового, таможенного или иного положения...

Страницы