Антропология

Голова парантропа.

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. antropos — человек и logos — слово, учение) — наука о происхождении и эволюции человека, образовании рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX в.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 21.

Английская антропологическая школа

АНГЛИЙСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (от греч anthropos— человек и logos — понятие, учение). Научное направление в этнографии и культурной антропологии, в котором была разработана идея эволюции применительно к изучению культуры (Э. Б. Тайлор, Дж. Дж. Фрэзер и др.). На основе анализа обычаев, верований, искусства, нравственности и прочих так называемых примитивных народов была проведена параллель с развитием психических процессов («операций ума») у современного человека.

Палеосерология

ПАЛЕОСЕРОЛОГИЯ (англ. paleoserology), изучение групп крови у современных народов хорошо известно, хотя интерпретация в ряде случаев затруднительна. Иногда анализ можно провести при сохранении тела в холодных или засушливых условиях. Полезные результаты дает исследование пористой костной ткани. Метод имеет ограниченное распространение, так как не продемонстрировано, что различные антигены имеют равную степень сохранности, и не получено достаточного количества образцов для достоверной датировки.

Homo habilis

HOMO HABILIS (лат.), «человек умелый», ранний вид человека, останки которого обнаружены в том же слое, что и кости зинджантропа (австралопитека бойсовского — australopithecus boisei) в Олдувае. Автор раскопок доктор Льюис Лики утверждал, что кости homo habilis обнаруживают черты, отличающиеся от остальных австралопитеков (большой объем мозга, подвижный большой палец, форма черепа) и приближающие их к человеку прямоходящему и последующим видам. Лики допускал также, что homo habilis изготовил орудия, обнаруженные в этом слое.

Хомо эректус

HOMO ERECTUS (человек прямоходящий), или питекантроп, вымерший вид человека. Homo erectus жил в среднем плейстоцене, около полумиллиона лет назад. Он имел невысокий рост, чуть больше 5 футов (1,5 метра), прямую походку, покатый лоб, выступающие надбровные дуги; подбородок отсутствовал. По объему мозга (900–1200 кубических см) занимал промежуточное положение между австралопитеком и неандертальским человеком (…).

Австралопитек (АС, 1990)

АВСТРАЛОПИТЕК (Australopithecus), древнейший и наиболее примитивный вид человека. Австралопитеки были небольшого роста, около 4 футов (1,2 метра), вес составлял около 50 фунтов (22 кг), имели малый объем головного мозга (примерно соответствовал объему мозга человекообразных обезьян), массивные челюсти, сильно выраженные надбровные дуги, покатый лоб. Подбородок отсутствовал (…). Однако форма нёба и зубная система ближе к человеческим, чем к обезьяньим; австралопитеки были уже прямоходящими.

Родезийский человек

РОДЕЗИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕК (родезиец, неандерталец Южной Африки, костные остатки которого были найдены в 1921 году в пещере у холма Брокен Гилл в Северной Родезии. Геологический возраст находки (верхний плейстоцен) неизвестен, так как череп и кости скелета (крестец, фрагменты левой тазовой, бедренной и большеберцовой костей) были найдены в куче костей, выброшенных из пещеры с глубины 18 метров с целью их промышленной обработки.

Раса (Бейкер, 2015)

ЗНАЧЕНИЕ «РАСЫ». Раса или подвид уже неоднократно упоминалась в главе о значении видов. Читатель должен знать, что следствием широкого распространения животного по всему ареалу его среды обитания часто могут стать изменения его внешности. Изменения особенно очевидны там, где присутствуют частичные географические барьеры, такие как цепь гор, пустыня или широкая река. Популяция по разные стороны такого барьера, однако, не полностью различна. Промежуточные формы могут быть найдены, и это часто прямое свидетельство скрещивания, хотя и не настолько масштабного, чтобы сделать две популяции неразличимыми. Если две популяции настолько различны, что можно в целом сказать, из которого региона образец был получен, то принято давать разные имена двум расам...

Конституция человека

КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА (от лат. conslitutio — устройство). Анатомо-физиологическая организация, представляющая систему генетически обусловленных морфологических, физиологических и психических особенностей индивида, которая допускает отнесение его к одному из ряда определенных типов. Так, различают: дигестивный тип телосложения (преимущественное развитие пищеварительной системы), респираторный (дыхательная система), мышечный, церебральный. Как было показано прежде всего на клиническом материале (Э. Кречмер, Г. Ю. Айзенк, У. Шелдон и др.), между телосложением, внешним видом и некоторыми психическими свойствами личности выявляются определенные корреляции...

Происхождение человека современного типа

Вполне понятен поэтому тот большой и острый интерес, который в науке издавна вызывал вопрос о возникновении человека современного типа, в частности о ближайших предках Homo sapiens. Противники материалистических взглядов на происхождение современного человека от древних человекообразных обезьян и их позднейших потомков типа питекантропа, синантропа и неандертальского человека пытались противопоставить этим взглядам свою реакционную концепцию о возникновении Homo sapiens из каких-то иных существ, с самого начала обладавших будто бы чисто человеческими чертами. В качестве доказательства приводилась, например, находка коллекционера Даусона, который обнаружил в 1912 году в Пильтдауне, неподалеку от Лондона, в графстве Суссекс, часть черепа человека и нижнюю челюсть, представляющие собой совершенно необычное и непонятное сочетание признаков человека и обезьяны...

Происхождение речи

Развитие мышления, таким образом, не может рассматриваться независимо от развития речи. Язык и мышление с самого начала вырастали на одной и той же трудовой почве, находились в неразрывной связи и во взаимодействии друг с другом. Язык закрепляет и регистрирует результаты работы мышления и делает возможным обмен мыслями, без чего невозможно общественное производство, а следовательно, и самое существование общества.

Отсюда ясно, какое огромное значение в истории древнейшего человечества, в развитии его мышления и культуры должно было принадлежать языку.

Страницы