Архитектура

Такой архитектура будущего представлена в детской книге про Незнайку.

 

Стела

СТЕЛА (лат. stela, от греч. stnln - колонна, столб) - у древних греков надгробный памятник, как правило, имевший рельеф, или живописные изображения (портрет умершего и др.) и надписи-эпитафии. В более широком смысле стела - широко распространенные в древности у многих народов мира памятники (чаще всего каменные) в виде вертикально поставленных плит или столбов с высеченными на них изображениями и надписями культового, мемориального или информационного значения. Древнейшие стелы относятся к эпохе бронзы, они, по-видимому, имели главным образом культовое значение (погребальный, солнечный и другие культы); эти стелы содержат антропоморфные, зооморфные или геометрические изображения...

Сруб

СРУБ — заготовка для какой-либо бревенчатой постройки, четыре сложенных из бревен стены. Нередко срубы готовились заранее, из еще сырого леса, чтобы он в них высох и улежался: рубить легче сырое дерево, а небольшая кривизна исчезала под давлением верхних бревен. В районах интенсивных занятий плотничьим делом иногда срубы заготавливались на продажу.— «Когда срубы были срублены. Пузич, к большому моему удовольствию, отправился на другую какую-то работу». А. Ф. Писемский. Очерки из крестьянского быта.

Хилани

ХИЛАНИ (hilani или bit-hilani), планировка помещений для приема, включающая портик (с числом колонн от одной до трех), прямоугольное тронное помещение, обычно также ряд кладовых. Все помещения расположены перпендикулярно к оси здания. Лестница, ведущая в верхний этаж, начинается из портика. Такая архитектурная система развилась в сиро-хеттской области в начале 1-го тысячелетия до н. э., иногда использовалась ассирийцами. Древнейшие образцы хилани известны за тысячу лет до этого в Телль-Атчане.

Имперские города (РИЭ, 2018)

Имперские города (нем. Reichsstadte, Freie Reichsstadte, лат. civitates imperiales) — города в Священной Римской империи, которые напрямую подчинялись императору или Римскому королю. Первые имперские города происходили с территории императорского (королевского) домена Штауфенов, прежде всего в герцогстве Швабском. После прерывания династии и распада герцогства (середина XIII века) города, оставшись без сеньора, провозгласили себя подчинявшимися непосредственно империи. Наряду с «имперскими городами» часто используется термин «вольный (свободный) имперский город», хотя изначально только семь городов получили такое наименование: Базель, Вормс, Кельн, Майнц, Регенсбург, Страсбург и Шпайер...

Броч

БРОЧ (англ. broch), круглая башня сухой кладки 45–70 футов (13,7–21,3 метра) в диаметре, использовалась как укрепленное жилище. В Северной и Западной Шотландии известно около 400 таких башен. Пустотелые стены 12–15 футов (3,7–4,6 метров) толщиной содержат помещения и лестницу на верхний этаж или на крышу (…). Внутренний двор, достигавший 35 футов (10,7 метров) в поперечнике, был окружен бревенчатыми пристройками к стене, высота которой могла составлять 40 футов (12,2 метров). Брочи представляли собой местное развитие каменных дунов, ветви западноевропейской традиции строительства укреплений в начале христианской эры...

Мастаба

МАСТАБА (mastaba), в раннем Египте — надстройка над могилой из сырцового кирпича, первоначально копировавшая жилище человека. Мастабы появляются во время I династии, с течением времени их строят все более тщательно, все чаще используется камень. Мастабы распространены в эпоху Древнего царства. Ступенью эволюции мастаб являются пирамиды.

Нурага

НУРАГА (nuraghe), тип башни, характеризуется циклопической кладкой (…), распространен на острове Сардиния с середины 2-го тысячелетия до н. э. до захвата острова Римом. Башни расширяются книзу, обычно имеют по меньшей мере 2 этажа. Каждый ярус представляет собой круглую комнату, иногда с боковыми помещениями, потолок образуется ступенчатым сводом. Более сложные постройки состоят из нескольких башен, дворов и перегородок, многие нураги (Барумини) окружены домами.

Театр

ТЕАТР (англ. theatre), имелся почти в каждом греческом и римском городе. Обычно театру придавали полукруглую форму, сцена находилась на вытянутой стороне, а ярусы сидений, вырезанные в склоне холма или построенные искусственно, — на изогнутой. Термин «амфитеатр» может употребляться в том случае, когда в круглых или овальных постройках места для зрителей полностью окружают сцену, как в Колизее. Большинство строений в римской Британии (Кэрлеон, Дорчестер и т. д.) относятся к этому типу, первый тип представлен в Веруламии.

Циклопическая кладка

ЦИКЛОПИЧЕСКАЯ КЛАДКА (англ. Cyclopean masonry, нем. Kyklopenmauerwerk), кладка, использующая крупные камни неправильной формы, тесно прилегающие друг к другу. Древние греки приписывали стены Тиринфа, построенные таким способом микенцами, мифическим одноглазым циклопам. Техника циклопической кладки широко распространена в Средиземноморье (нурага, навета, талайот, торре), иногда использовалась инками и другими андскими народами.

Цитируется по изд.: Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Археологический словарь. Перевод с английского Г.А. Николаев. М.: Прогресс, 1990.

Циклопические сооружения

ЦИКЛОПИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ - киклопические сооружения, - постройки из огромных каменных глыб без связующего раствора (цемента, извести и др.). Название дано древними греками постройкам такого типа микенского времени (2-е тысячелетие до н. э.), сооружение которых приписывалось мифическим великанам-циклопам (киклопам). Остатки циклопических сооружений встречаются на территориях многих стран мира. В археологии и истории архитектуры понятие циклопических сооружений в терминологическом смысле в значительной мере объединяется с понятием мегалитические постройки.

Страницы