Ками (НРЯ.С, 2008)

Ками * являются объектом поклонения в синто. Что означает слово «ками»? В первую очередь этим термином уважительно именуются благородные, священные духи, что подразумевает почитание их власти и достоинств. Все существа и предметы имеют таких духов, и в некотором смысле все они могут называться ками или рассматриваться как потенциальные ками. Однако поскольку термин несет в себе смысл почитания, его, как правило, не применяют к обычным людям или предметам.

Среди объектов или явлений, которые с древних времен обозначались как ками, имеются такие категории, как рост и плодородие; природные явления - ветер, гром; природные объекты - солнце, горы, реки, деревья, скалы; некоторые животные; духи предков. К последней категории относятся духи предков императора, знатных семей и в целом всех людей. Как ками рассматриваются духи-охранители земли, духи-покровители профессий и мастерства; духи национальных героев, людей, прославленных своими деяниями или добродетелями, а также тех, кто внес вклад в развитие цивилизации, культуры и в процветание общества; тех, кто умер за государство или общину; духи невинных жертв. То есть как ками могут рассматриваться не только духи выдающихся людей, но и духи слабых и достойных жалости.

Во многих случаях ками практически нельзя отличить от божеств или духов анимизма. Однако в современном синто все они воспринимаются как духи, обладающие благородством и властью. Концепция ками сегодня включает идею справедливости, порядка и божественного расположения (благоволения). Ее основными принципами являются взаимодействие друг с другом и радость от гармонии и сотрудничества в мире.

В синто нет абсолютного божества – создателя и правителя всего сущего. Созидательная функция осуществляется путем гармоничного взаимодействия ками при выполнении каждым из них своих индивидуальных миссий. Даже прародительница императорской династии богиня Солнца, которая освещает мир солнечным светом и обычно рассматривается как высшее божество в синто, советуется с другими ками, обращается к ним за помощью и порой идет им на уступки.

Вообще существует значительное различие между концепцией ками в наше время и в древности. По сути, оставаясь в рамках основной традиции, оно было значительно сглажено. Тем не менее обе концепции и сегодня продолжают сосуществовать.

Многие аспекты концепции ками нельзя до конца понять, и по этому поводу есть некоторые разногласия даже среди современных ученых. У самих японцев нет ясного представления о ками. Они интуитивно воспринимают их в глубине сознания и общаются с ними напрямую, не формируя при этом умозрительного или теологического представления о них. Поэтому невозможно определить четкие и ясные границы того, что по своей принципиальной сущности является неясным и неуловимым. Лишь недавно идеологи синто начали предпринимать попытки создания единой религиозной теории ками. Таким образом, хотя этому предмету в настоящее время уделяется повышенное внимание, по-прежнему даже у синтоистов возникает множество вопросов.

Ками-охранители. Каждое ками имеет свои отличительные черты, возможности и миссию. В некотором смысле каждому из них поклоняются как создателю или защитнику какого-либо конкретного объекта или явления. Например, одно ведает распределением воды, другое - производством лекарств, третье - процессом лечения. Кроме того, существуют родовые ками, которые являются защитниками определенной группы людей, а также ками - покровители определенной территории или клана, то есть социальной группы, основанной на родстве. Поэтому правомочно задать вопрос, что или кого именно защищает ками, однако не всегда можно дать на него ясный ответ.

Значительное место среди ками занимают покровители кланов (удзи). Их обычно называют удзигами, и им всегда поклоняются в святилищах, которых много по всей стране. Однако в связи с ростом мобильности населения и постепенным разрывом клановых связей понятие удзигами распространилось и на ками определенной местности, и на саму местность. Таким образом, если в прошлом главным фактором отношений была прямая родственная связь, то сегодня большее значение приобрели отношения внутри отдельного сообщества. Тем не менее осознание японцами прямых родственных связей все еще остается очень сильным, многие регулярно навещают свои родные места, чтобы принять участие в праздниках, посвященных их ками-покровителям.

Цитируется по изд.: Национальная религия японцев. Синто. Науч. ред. Э.В. Молодякова, пер. с англ. А.Л. Грибова. М., 2008, с. 57-59.

Примечания

* Слово «ками» - исконный японский термин - пишется китайским иероглифом. В сочетании с другими иероглифами он произносится как син или дзин. Таким образом, мы имеем слова «синто», то есть «путь ками», и «дзиндзя», то есть «жилище ками». Обычно принято переводить иероглиф как «бог» или «божество» в единственном или множественном числе, и в некоторых случаях это правильно. Тем не менее в таком написании, за некоторыми исключениями, этот термин будет оставаться в непереведенном виде или иногда передаваться как «божественный» или «священный». Когда необходимо выразить множественное число, будут использоваться такие термины, как камигами и я-о-ёродзу-но-ками, дословно - «восемь миллионов ками» и «бесчисленное множество ками».

Понятие: