Аллегория

АЛЛЕГОРИЯ (греч. αλληγορία — иносказание), условная форма высказывания, при которой наглядный образ означает нечто «иное», чем есть он сам, его содержание остаётся для него внешним, и оно однозначно закреплено за ним культурной традицией. Понятие аллегории близко к понятию символа, граница между ними в конкретных случаях может быть спорной. Различие состоит в том, что символ более многозначен и органичен, в то время как смысл аллегории существует в виде некоей рассудочной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем в акте дешифровки извлечь из образа. С этим же связано то, что о символе чаще говорится применительно к простому образу и мотиву, а об аллегории — применительно к цепи образов, объединённых в сюжет: например, если путешествие — символ духовного «пути», то путешествие героя романа Дж. Беньяна «Путь паломника» («The pilgrim's progress», pt. 1—2, 1678—84; в русском переводе «Путешествие пилигрима», 1878), который идёт через «ярмарку Суеты», «холм Затруднения» в «долину Унижения» к «Небесному граду» — бесспорная аллегория.

Роль аллегории в истории философии связана с многочисленными попытками, начиная с эпохи эллинизма, истолковывать древние почитаемые тексты как последовательность аллегорий (у стоиков — Гомера, у Филона Александрийского и некоторых христианских богословов — Библию); в средние века аллегорически истолковывается и мир природы как устроенный богом для человека в качестве нравоучительного наглядного пособия, материализованной басни с моралью.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Formen und Funktionen der Allegorie. Symposion Wolfenbüt-tel 1978, Stuttg., 1979.

Понятие: