Катары

Катары

Катары—общее название для «еретиков», известных под именем богомилов (в Болгарии с XI века), патаренов (в Ломбардии и Южной Франции с XII в.) и альбигойцев от имени города Альби (в Лангедоке и Провансе в XII—XIII веках). Они отвергали почитание святых, поклонение иконам, молитвы за умерших и относились отрицательно к формулам устной молитвы. Не признавая церковной иерархии, они отрицали за священством власть отпускать грехи, отвергали первородный грех и признавали лишь общую исповедь в повседневных грехах перед «совершенным» в собрании общины, праздновали только воскресный день («день господень»), брак считали естественным состоянием человеческих существ, в обиходной жизни не придавали никакого значения постам и не соблюдали канонических предписаний относительно рода пищи...

Учение катаров: символ рыб

Обычно учение катаров критиковалось с позиций ортодоксального христианства как исключительно еретическое, а потому объективному исследованию не подлежащее. Такое положение длилось веками. Иной подход появился только в советской историографии. Однако в советских атеистических изданиях внимания собственно учению катаров уделялось, что называется, по остаточному принципу.  В центре внимания марксистко-ленинских исследователей обычно оказывались социально-политические аспекты той среды, в которой катары появились и существовали  – в строгом соответствии с материалистическим мировоззрением. И за все прошедшие века изучения катаров исключений было ничтожно мало. Одно из них – подход к проблеме швейцарского психолога Карла Густава Юнга...

Катары (Шафаревич, 2014)

Движение катаров (катары значит по-гречески чистые) охватило Западную и Центральную Европу в XI веке. Оно пришло, по-видимому, с Востока, непосредственно из Болгарии, где предшественниками катаров были богомилы, очень распространенные там в Х веке. Но происхождение этих ересей более древнее. Среди катаров было много разных толков. Папа Иннокентий III насчитывал до 40 сект катаров. К тому же были и другие секты, которые во многих основных положениях своего учения сходились с катарами: петробрузиане, генрихиане, альбигойцы. Их обычно объединяют в группу гностически[1]манихейских ересей. Дальше мы, чтобы излишне не усложнять картину, опишем весь комплекс общих им представлений, не указывая каждый раз, в какой именно из этих сект большую роль играли те или иные взгляды...

Катары (РИЭ, 2020)

КАТАРЫ — последователи неортодоксальных христианских течений, распространенных в Западной Европе в XII—XIV веках. В католической традиции вероучения катаров выделяли прежде всего по признакам дуализма, отрицания Священного Предания и критики церковной иерархии. В 1179 году на III Латеранском соборе (см. Латеранские соборы) катаризм осужден как ересь, а борьба с ним стала официальным основанием для организации крестового похода в Южную Францию (Альбигойские войны 1209-1229 годов).

Катары (СИЭ, 1965)

КАТАРЫ (от греч. kataros - чистый) - приверженцы одной из крупнейших средневековых ересей (11-13 веков), порожденной антифеодальной оппозицией бурно развивавшихся городов (главным образом Италии, Фландрии и Южной Франции). Катары появились в начале 11 века, распространились в Италии - со 2-й половине 11 века (см. Патария), во Фландрии и Лангедоке - с начала 12 века катары приобрели широкую поддержку горожан, особенно ремесленников, в значительной степени крестьян. В Южной Франции катары (альбигойцы) пользовались также значительной поддержкой дворян, враждовавших с церковными феодалами и надеявшихся с помощью катаров вернуть себе земли, захваченные церковью. Догматика катаров восходила к манихейству и была воспринята ими через византийских павликиан и особенно богомилов Болгарии и Далмации...