Катары (СИЭ, 1965)

КАТАРЫ (от греч. kataros - чистый) - приверженцы одной из крупнейших средневековых ересей (11-13 веков), порожденной антифеодальной оппозицией бурно развивавшихся городов (главным образом Италии, Фландрии и Южной Франции).

Катары появились в начале 11 века, распространились в Италии - со 2-й половине 11 века (см. Патария), во Фландрии и Лангедоке - с начала 12 века катары приобрели широкую поддержку горожан, особенно ремесленников, в значительной степени крестьян. В Южной Франции катары (альбигойцы) пользовались также значительной поддержкой дворян, враждовавших с церковными феодалами и надеявшихся с помощью катаров вернуть себе земли, захваченные церковью. Догматика катаров восходила к манихейству и была воспринята ими через византийских павликиан и особенно богомилов Болгарии и Далмации. Она была проникнута дуализмом (бог - творец невидимого, духовного и единственно истинного мира, земной же, материальный мир создан сатаной), отражавшим острое чувство несправедливости существующего миропорядка, которое охватило в ту пору широкие массы феодального общества. Дуализм, содержавший осуждение всего земного, плотского, вел к крайнему аскетизму: катары отвергали брак, запрещали употребление животной пищи, допускали самоубийство. Из него же катары выводили отрицание собственности, католической иерархии, папства, икон, реликвий, индульгенций, десятины и церковных богатств. Катары делились на "верующих" (масса) и "совершенных" (духовенство), чья строгая нравственность (даже по признанию их врагов) резко контрастировала с распущенностью католического духовенства. Катары переводили Евангелие на национальные языки, создавали школы, в том числе и для женщин. К середине 12 века сложилась церковь катаров, которая в Италии и Южной Франции стала опасной соперницей католицизма. В некоторых городах Италии катарам на время удалось захватить власть. Во 2-й половине 12 века начались жестокие преследования катаров: во Фландрии - со стороны графа, в Италии - со стороны папства; в 1181 году церковь организовала военный поход против катаров Лангедока, который не дал значительных результатов. При Иннокентии III папство, бессильное одолеть катаров идейно и оторвать от них массы, перешло к политике террора; борьба церкви была поддержана светской властью (см. Альбигойские войны). Террор, беспощадные преследования со стороны инквизиции привели к исчезновению катаров. Этому способствовали также социальные сдвиги в городах, завоевание бюргерством известного признанного положения в феодальном обществе и начало размежевания бюргерской и крестьянско-плебейской ересей.

С. М. Стам. Саратов.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Литература:

Энгельс Ф., Крест. война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Осокин Н. A., История альбигойцев и их времени, т. 1, Казань, 1869; Molinier Ch., L'église et la société cathares, "Revue historique", P., 1907, t. 94-95; Guiraud J., Cartulaire de Notre-Dame de Prouille, précédé d'une étude sur l'Albigéisme languedocien aux XII et XIII siècles, v. 1-2, P., 1907; Borst A., Die Katharer, Stuttg., 1953. См. также лит. при ст. Альбигойцы и Ереси.