Буддизм

Буддийская кумирня в Ашихэ.

 

Буддизм периода Нара

Важнейшей стороной процесса становления японского буддизма являлась его «интеллектуализация» в VIII веке, что вы разилось прежде всего в возникновении буддийских школ. Формирование более или менее стабильного слоя монашества, постоянно проживавшего в храмах, повышение грамотности буддийского духовенства, изучение сутр и экзегетических трактатов, миссионерская деятельность корейских и китайских буддистов, поездки японских монахов (гакусо) на обучение в Китай привели к серьезным сдвигам в развитии буддизма на островах в конце VII — начале VIII века.

В 30—40-х годах VIII века в Японии в широком масштабе занимались распространением буддийской литературы. При императорском дворце, столичных и провинциальных храмах для этой цели были организованы специальные мастерские, где работали переписчики...

Буддизм и синтоизм: функциональные различия

Среди исследователей превалирует мнение, что с самого начала своего распространения в Японии буддизм стал дублировать сложившиеся к тому времени представления и институты синтоизма. Не вызывает, разумеется, сомнения, что на будд и бодхисаттв были перенесены некоторые свойства синтоистских божеств, а определенные буддийские идеи осмыслялись в соответствии с традиционными синтоистскими воззрениями. Однако, как нам представляется, для понимания причин распространения буддизма в Японии и определения его истинного места в совокупности социально-идеологических отношений было бы весьма полезным выяснение функциональных различий между двумя религиями...

Амидаизм (Козловский, 1998)

Собственно японский амидаизм — одно из наиболее влиятельных направлений средневекового буддизма в Японии — исследован далеко не достаточно. Работы о нем, правда, публикуются. Однако в самой Японии амидаизм обычно рассматривают с традиционных позиций — либо как религию, либо как одно из течений «буддизма», без четкого выделения в нем как сугубо религиозной, так и религиозно-философской мысли. Этот пробел сохраняется и в нашей японоведческой литературе. Нет пока специальных исследований, посвященных ведущим идеологам японского амидаизма — Хонэну и Синрану. Немногое известно о представителях раннего амидаизма — Гэнсине, Какубане и Рёнине. Имеется одно исследование, посвященное Иппэну 1, а также отдельные разделы по амндаизму в коллективных трудах по японскому буддизму...

Буддизм и государство [в Японии]

Правящий род и служилая знать были заинтересованы в укоренении буддизма прежде всего в качестве одной из составляющих общегосударственной идеологии. Поэтому официальное летописание осмысляет буддизм в первую очередь как магическое средство оберегания целостности государства. В многочисленных указах правителей, касающихся буддизма, превалирует именно такое понимание вероучения (только в «Сёку нихонги» аналогичных указов насчитывается более двух десятков).

Пик деятельности государства по распространению буддизма приходится на правление Сёму. В отличие от своих предшественников Сёму пытался превратить буддизм в оплот власти не только в столице, но и на местах. Во время вспышки эпидемии оспы в каждой провинции повелевалось воздвигнуть статую Будды Шакьямуни...

Буддизм в Японии (Григорьев, 1993)

Никогда не прекращавшиеся контакты японцев с материком позволяют предположить, что элементы буддийского вероучения проникли на острова довольно рано. Об этом, в частности, свидетельствуют пять бронзовых зеркал с буддийскими изображениями, которые датируются V веком. Однако тогдашнее состояние общества не позволяло буддизму утвердиться достаточно прочно на территории Японии. Но, по мере того как государственное объединение Ямато утрачивало черты родоплеменного союза, возникали предпосылки и для распространения буддизма.

Поначалу основной контингент приверженцев буддийского вероучения составляли иммигранты. Причем традиция поклонения Будде обычно передавалась из поколения в поколение. Так, Сиба Датто, приехавший, вероятно, из царства Южное Лян, воздвиг в 582 г. первую в Японии буддийскую молельню...

Буддизм южной ветви (Краснодембская, 1976)

Буддизм южной ветви свыше двух тысячелетий является господствующей религией основного населения Цейлона — сингалов. Общеизвестно, что буддизм — религия в наивысшей степени умозрительная, лишенная персонифицированного божества, наиболее абстрактно решающая мирозданческие, философские и морально-этические проблемы. Однако практически во всех странах, где он господствовал и господствует, в особенности в народной религиозной практике, буддизм теснейшим образом переплетался с иными формами религиозных воззрений. Так и на Цейлоне, в этой классической стране хинаянистского буддизма, религиозная практика буддистов-сингалов предельно насыщена элементами различных древних верований и ритуальных комплексов...

Бахушрутия

Бахушрутия (санскритское bahusrutïya, «школа эрудитов») — буддийская школа «семейства» махасангхики, возникшая в середине III века до н. э. в результате раскола школы гокулика, практически сразу после обособления последней. Основателем ее считается Яджнявалкья, который в духе «демократизма» махасангхиков призывал своих адептов донести истину буд. учения до всех буддистов — как монахов, так и мирян (по легендам, он погрузился в медитацию еще во времена Будды, пребывал в ней два столетия, а затем вышел из нее и подверг критике трактовку трех «корзин» у оснований махасангхиков). Канон текстов бахушрутии, как и тхеравады, состоял только из компонентов трех «корзин» (см. Типитака) — Виная-питаки, Сутра-питаки и Абхидхармапитаки...

Философия буддизма

Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в северо-восточной части Индии в 6-5 веках до н. э. В ходе исторического развития буддизм стал одной из наиболее распространенных религий наряду с христианством и исламом. Согласно буддийской традиции, основателем буддизма является Сиддхартха Гаутама, прозванный Будда Щакьямуни (буквально «Просветлённый мудрец из рода Шакьев»). Уже при жизни личность Будды была окутана легендами. Считается, что перед беременностью мать Сиддхартхи Гаутамы увидела предзнаменование: ей приснилось, что в её тело вошёл белый слон. Она поняла, что родит великого человека. Когда ребёнок появился на свет, отец постарался воспитать его так, чтобы будущий властелин не знал ни в чём ни нужды, ни горя, и не выпускал его из дворца...

Буддизм

БУДДИЗМ – основанная историческим Буддой в V веке до н. э. духовная традиция, могущая представать и как религия, и как философия. Зародилась на территории нынешнего штата Бихар. Буддизм сыграл исключительную роль в духовной культуре Индии на протяжении полутора тысяч лет, вплоть до ухода из нее в XI веке (в нынешней Индии христиан больше, чем буддистов) по не вполне ясным причинам (разгром его центров мусульманами; сближение непрофессиональных форм буддизма и индуизма; подъем веданты и пр.). В основаниях своих буддизм отличен от индуизма неприятием ведийского канона и наличием своего («Трипитака»)...

Буддизм уйгуров

После возникновения Великого шелкового пути, а в особенности — в период между эпохами Хань и Тан, Турфан стал одним из центров торговли Пути. На востоке Синьцзяна, с его большой плотностью населения и развитым производством, сформировался самый ранний политический, экономический и военный центр. Вот почему в этих местах и строилось множество буддийских монастырей — центров распространения религиозной культуры. Пещерные монастыри наподобие Туюйгоу и Бешбалика, как правило, создавались в окрестностях древнего города Гаочан.

Самые древние буддийские памятники Турфана датированы периодом Восточная Цзинь. В начале XX века экспедиция японского археолога Кодзуя Отани обнаружила в пещерном храме Туюйгоу целый ряд буддийских артефактов, включая фрагмент копии перевода «Чжу фо яо цзи цзин»...

Страницы