Просвещение

Просвещение в Англии

ПРОСВЕЩЕНИЕ В АНГЛИИ. Хотя в англоязычной литературе (Joscoique J.Joseph Rouk and the English Enlightenment. Cambr., 1994) не принято говорить об английском Просвещении, все же следует признать, что именно в Англии были высказаны и осуществлены некоторые программные идеи, инициировавшие просветительское движение на европейском континенте. Здесь следует назвать философа Д. Локка, работы которого «Опыт о человеческом разумении», «Мысли о воспитании» и «Разумность христианства» вместе с трудами И. Ньютона имели основополагающее значение для культурной программы просветителей. Образцовыми стала также энциклопедия Д. Харриса (1704, выдержала пять изданий) и особенно полная энциклопедия Э. Чамберса (1728, 2-е изд. 1738), ставшая основой для французской Энциклопедии Д'Аламбера и Дидро...

Американское просвещение

АМЕРИКАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ было тесно связано с французским как вследствие распространения в Америке сочинений французских философов, так и благодаря личному участию некоторых французов (например, Лафайета) в войне за независимость в Северной Америке. Американское Просвещение складывалось в виде двух главных, тесно связанных между собой направлений: одно из них было ориентировано на разработку социально-политической программы, другое – на обоснование природных свойств человека. Первое основывалось на социальных учениях, второе – на естественнонаучных достижениях тогдашней науки. В работе «Права человека» Т. Пейн подчеркивал, что все люди рождаются равными от природы и должны иметь равные гражданские права...

Просвещение во Франции

Во Франции просвещение на первых порах заимствует многие идеи у англичан. Однако просветительская критика здесь была более действенной и получала огромный общественный резонанс, так как направлена была в первую очередь против феодальных учреждений. Поэтому весь 18 век, по имени виднейшего деятеля французского просвещения, стали называть «веком Вольтера». Как историк, автор ряда исторических работ («История Российской империи в царствование Петра Великого», «История царствования Людовика XIV и Людовика XV», «Философия истории» и других), Вольтер требовал опоры на точные источники, стремился изучать социальные отношения, культуру, нравы...

Просвещение (СИЭ, 1968)

ПРОСВЕЩЕНИЕ - характерное для эпохи перехода от феодализма к капитализму широкое идейное движение в разных странах, связанное с борьбой буржуазии против феодализма.

Уже у современников этого движения возникло представление о пришедшей на смену мрачному средневековью эпохе Просвещения (siècle des lumieres, Zeit der Aufklärung). Термин «просвещение» встречается у Вольтера, И. Гердера и других и окончательно утверждается после статьи И. Канта «Что такое Просвещение?» (1784). Передовые мыслители 18 века верили, что подлинная связь вещей и событий до конца объяснима разумом, и именно эта уверенность способствовала их оптимизму, порождала концепцию исторического прогресса. Противниками просвещения были романтики, разочаровавшиеся в просветительских иллюзиях и неудовлетворенные вновь созданным буржуазным строем...

Просвещение в Англии (СИЭ, 1968)

В Англии в силу того, что героический период революционной эпохи закончился в 1688 году компромиссом между поднимающейся буржуазией и бывшими феодальными землевладельцами, просветителям оставалось лишь завершить борьбу английской буржуазии за гегемонию во всех областях культуры и общественной мысли. В условиях невиданного прежде технического прогресса и быстро развивающегося экономического могущества Англии просвещение в начале 18 века проходило под знаком социального оптимизма. Идеолог этого направления А. Шефтсбери (1671-1713) создает учение о всеобщей гармонии. Согласно этой доктрине, человек творит добро не по расчету, не из выгоды, а в силу естественной склонности, потому что ему приятно быть добрым...

Просвещение (Ильичёв, 1983)

ПРОСВЕЩЕНИЕ, политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Термин «просвещение» впервые употреблён Вольтером и Гердером; в 1784 году в статье «Ответ на вопрос, что такое Просвещение?» Кант предлагал рассматривать просвещение как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса.

Просвещение [версия Дидро]

Громадное значение в развитии просветительской идеологии имел философ-материалист и писатель большого таланта Дени Дидро (1713—1784), создатель и многолетний редактор знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», ставшей чем-то вроде идейного штаба третьесословной мысли. Среди сотрудников «Энциклопедии» были Монтескье, Тюрго, Вольтер, Руссо, Даламбер, все самые крупные мыслители эпохи, ученые, инженеры, врачи и т. д.

Новым в «Энциклопедии» было ее подчеркнутое (даже в названии) внимание к ремеслам, технике и т. п. Дидро сам изучал вопросы технологии и ряд статей заказал никому не известным авторам, мастерам различных отраслей производства, квалифицированным рабочим и т. д...

Просвещение в Германии

В XVIII веке в Европе возникло широкое культурное движение, известное в истории под названием Просвещения. Оно являлось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков феодализма в общественных отношениях, государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма.

XVIII столетие сами современники называли веком Просвещения (французское Siecle des lumieres, немецкое Aufklarung), а передовые деятели культуры этого столетия получили название просветителей. Это название возникло вследствие их твердого убеждения во всемогуществе разума и распространяемого им света знаний, разгоняющего тьму невежества, заблуждений и предрассудков. Стоит только «просветить умы» относительно нелепостей религии и несовершенства существующего общественного строя, стоит только показать людям путь к разумной организации жизни — и торжество идеального царства свободы, равенства, всеобщего счастья обеспечено...

Просвещение в Англии (ВИ, 1958)

Культурное движение Просвещения получило свое начало в Англии. Здесь, на взрыхленной буржуазной революцией почве зародились многие из тех идей, которые наиболее характерны для всего «века Просвещения». Одной из таких идей была идея «естественного человека». Ее выдвинул уже Гоббс, но Гоббс считал естественным для человека лишь безграничное стремление к собственной выгоде; отсюда мысль о необходимости внешнего принуждения, для того чтобы поддерживать общественный порядок. Для просветителей же XVIII в.

Просвещение [версия Руссо]

Из среды народа, как и Дидро, вышел и Жан-Жак Руссо (1712—1778 гг.), один из зачинателей нового направления общественной мысли — эгалитаризма. Сын женевского ремесленника, рано встретившийся с нуждой, он был сначала незаметным сотрудником «Энциклопедии» и впервые привлек к себе внимание сочинением по конкурсу, объявленному Дижонской академией на .тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» (1750). На этот вопрос Руссо ответил трактатом, в котором читателю сообщалось, что наука и искусство только «обвивают гирляндами цветов оковывающие людей железные цепи, заглушают в них естественное чувство свободы, для которой они, казалось бы, рождены, заставляют их любить свое рабство и создают так называемые цивилизованные народы»...

Страницы