Просвещение в Англии (СИЭ, 1968)
В Англии в силу того, что героический период революционной эпохи закончился в 1688 году компромиссом между поднимающейся буржуазией и бывшими феодальными землевладельцами, просветителям оставалось лишь завершить борьбу английской буржуазии за гегемонию во всех областях культуры и общественной мысли. В условиях невиданного прежде технического прогресса и быстро развивающегося экономического могущества Англии просвещение в начале 18 века проходило под знаком социального оптимизма. Идеолог этого направления А. Шефтсбери (1671-1713) создает учение о всеобщей гармонии. Согласно этой доктрине, человек творит добро не по расчету, не из выгоды, а в силу естественной склонности, потому что ему приятно быть добрым. Его эгоистический частный интерес совпадает с всеобщим благом, ибо мир устроен гармонически, и все, что в нем происходит, способствует высшим целям. Оптимизм Шефтсбери окрасил всю философскую и художественную мысль Англии того времени («Опыт о человеке» ("Essay on man" 1732-34) А. Попа; «Робинзон Крузо» Д. Дефо и дрцгие). Против оптимистических иллюзий Шефтсбери выступил Б. Мандевиль с его «Басней о пчелах» ("The fable of the bees", 1714). Он высмеивал миф о гармонии и универсальном добре и утверждал, что в основе благосостояния Англии лежат пороки и преступления. С этих же позиций выступал и Дж. Свифт. Он верит в благую природу человека, но считает, что в реальном, исторически сложившемся обществе царит борьба частных интересов, превращающая людей в жадных и порочных «йеху». Идеальное «естественное состояние» он находит лишь в иронической утопии - царстве разумных лошадей («Путешествия Гулливера»). В романах Г. Филдинга сочетаются оптимизм Шефтсбери и суровая критика Свифта. Идеализированный «естественный человек» с его добродетелью берет, однако, верх над силами эгоизма и своекорыстия. В этом оптимистическом исходе сказывается не просто рационалистическая догма, но страстная вера в неограниченные возможности человека. Сочетание открытой критики социальных условий с утверждением просветительских идеалов - отличительная черта английской литературы 18 века. К середине 18 века, однако, английский просветительский рационализм переживает кризис. Д. Юм производит скептическую переоценку возможностей человеческого разума. Разум, по мнению Юма, не в силах проникнуть в сущность явлений. Человеком правит не разум, а привычка. Эгоистический личный интерес перевешивает «естественную доброту» человеческой природы. Эти сомнения находят, свое художественное отражение в литературе сентиментализма (О. Голдсмит, Л. Стерн и др.).
О. Л. Фишман, А. Г. Левинтон. Ленинград.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.