Просвещение во Франции

Во Франции просвещение на первых порах заимствует многие идеи у англичан. Однако просветительская критика здесь была более действенной и получала огромный общественный резонанс, так как направлена была в первую очередь против феодальных учреждений. Поэтому весь 18 век, по имени виднейшего деятеля французского просвещения, стали называть «веком Вольтера». Как историк, автор ряда исторических работ («История Российской империи в царствование Петра Великого», «История царствования Людовика XIV и Людовика XV», «Философия истории» и других), Вольтер требовал опоры на точные источники, стремился изучать социальные отношения, культуру, нравы, а не только жизнь королей и полководцев; он был одним из первых историков, которые вышли за рамки европоцентризма. Его исторические идеи на более поздней стадии просвещения продолжал и развивал Ж. А. Кондорсе («Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», 1794), пытавшийся установить закономерности развития истории, движущие силы прогресса. Исторические эпохи он объявил этапами развития человеческого разума. Уже на раннем этапе французские просветители борются за естественные права человека. Основатель буржуазной теории права Монтескьё, вопреки Гоббсу, полагал, что естественное состояние было периодом мира и равенства. Он утверждал, что общественная жизнь подобно природе подчиняется естественным закономерностям. Законы страны определяются ее географическим положением, климатом и почвой и лишь наряду с этим экономикой, религией и политическими учреждениями. В «Размышлениях о причинах величия и упадка римлян» (1734) Монтескьё оспаривает теологический подход к истории, требует научной интерпретации фактов, вносит в историю политический пафос. Вольтер и Монтескьё верили в исторический прогресс, но не связывали его с политическим развитием масс. Вольтер возлагал свои надежды на «просвещенного монарха», а Монтескьё пропагандировал конституционную монархию по английскому образцу с разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную. Оба они были деистами и с этих позиций боролись против мракобесов-теологов. Их последователи на втором этапе франц. Просвещение - Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах - были материалистами и атеистами. Центральным событием второго этапа стал выпуск «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (35 томов, 1751-80). В этом издании, распространявшем антифеодальную критику на все области идеологии, принимали участие Д'Аламбер, Вольтер, Монтескьё, Гельвеций, Ф. Кенэ, А. Р. Ж. Тюрго, Э. Кондильяк, Кондорсе, Ж. Ф. Мармонтель и многих других. Но душой и главным организатором всего издания был Д. Дидро. Дидро полагал, что «хорошие» законы и «разумное» правление должны создать положительные общественные нравы. Человек, считал он, определяется его положением в обществе. Этому реалистическому тезису противостояла, однако, метафизическая догма о естественной добродетели человека. Гельвеций считал, что правильно понятый личный интерес должен совпадать с интересами разумно организованного общества и следовательно с добродетелью. Но в реальном мире такого общества не было. Задача состояла в том, чтобы перестроить феодальный мир на основах разума. Тогда и воцарится всеобщая добродетель. Творчество Ж. Ж. Руссо выражает нарастание и углубление революционных тенденций, это - третий этап французского просвещения. Критика феодального строя здесь становится еще более радикальной: человек родился свободным, а между тем он повсюду пребывает в оковах. Необходимо разбить эти оковы, сокрушить власть церкви, сословный строй, абсолютистское государство, раскрепостить личность и обеспечить ей свободное развитие. Но что станет с раскрепощенным от оков буржуазных индивидом в будущем обществе, возникающем после революции? Руссо считает, что, избавившись от сословного строя, люди должны добровольно ограничить свою свободу во имя общественного договора. В будущем разумном обществе вместо суммы личных устремлений, противоречиво направленных и конкурирующих между собой, установится единая воля, носителем которой выступит государство. Новая гражданственность ограничит благо каждого во имя блага всех. В этом и был корень аскетической добродетели учеников Руссо - якобинцев. Учение о новой морали и о царстве разума, несмотря на субъективную убежденность просветителей в том, что их проекты несут счастье всему человечеству, на самом деле служило лишь конкретным целям буржуазной революции, было «... не чем иным, как идеализированным царством буржуазии...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 17). Вместе с тем просветительская социальная утопия сыграла прогрессивную роль. Она несла идеалы свободы, равенства и счастья народов, которые опережали свой век. Эти идеи были затем подхвачены утопическим социализмом, а впоследствии вошли в состав социализма научного.

О. Л. Фишман, А. Г. Левинтон. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Понятие: