Календарь

Кельтский солнечный и лунный ритуальный календарь.
(Календарь Колиньи). Деталь. I век до н.э.

 

Календарь

КАЛЕНДАРЬ (англ. Calendar), циклическая система измерения времени. Основой ее являлось видимое движение Солнца, определяющее такие единицы измерения, как сутки и, с большей или меньшей степенью точности, год. По фазам Луны определяется лунный месяц. Согласование этих трех единиц измерения является нелегкой задачей, так как ни одна из них не является кратной другим. Методом такого согласования является современный високосный год. В Египте (сотический период) совместить их не пытались, два календаря существовали параллельно и независимо.

Календарь [средневековой Японии]

В пору Средневековья и в начале Нового времени японцы использовали традиционный лунный календарь. Дата этого календаря представляла собой день, месяц и год, причем последний можно было рассчитать несколькими способами. Существовали два способа расчета — 60-летний временной цикл и использование названия эпохи, или нэнго. Нэнго как единица времени считался эпохой и обычно использовался для датировки событий или хронологических периодов. Использование этой меры времени началось в VII столетии. Со сменой императора менялось и название эпохи.

Сентябрьский календарный стиль

СЕНТЯБРЬСКИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ СТИЛЬ - один из календарных стилей (наряду с мартовским и январским) с началом года 1 сентября (отсюда название). Применялся в системах летосчисления «от сотворения мира» и «рождества Христова». На Руси до 1492 года существовал наряду с мартовским календарным стилем (особенно часто сентябрьский календарный стиль пользовались при составлении актов), с 1492 года стал господствующим. Применялся в Византии, Сербии, Болгарии. Сентябрьский год начинался и кончался на четыре месяца раньше январского.

Меры времени [в Византии]

Как и во многом другом, Византия поначалу продолжала традиции Рима, используя те же меры времени и тот же календарь. Часы, месяцы и способ определения положения дня в рамках месяца по системе календ, ид и нон не менялись, по крайней мере в течение первых веков. Но с IV века империя становилась христианской: система времени Бога и его служителей сталкивалась с системой времени языческих богов и римского города, распространенной в империи. Время во многом является политической и идеологической категорией.

Тональпоуалли [пророческий календарь ацтеков]

260 дней пророческого календаря были разделены на 20 тринадцатидневок, составлявших серию из 20 знаков дня, каждый под покровительством какого-то божества, пронумерованных от 1 до 13. Целый пророческий год проходил, прежде чем тот же знак совпадал с той же цифрой. Каждая из 20 тринадцатидневок начиналась с цифры 1, но находилась под влиянием знака разного дня: тринадцатидневка се Ицкуинтли — «1 Собака», тринадцатидневка се Сипактли — «1 Водное чудовище» ... Обозначение первого дня серии определяло благоприятный, неблагоприятный или не имеющий значения характер каждого. Каждая тринадцатидневка находилась, кроме того, под эгидой одного или двух божеств, чье влияние было ощутимым на все знаки тринадцатидневки...

Календарь из Колиньи

Галлы, сообщает Цезарь, не желавший вникать в сложности их календаря, «измеряют длительность не только по числу дней, но и по числу ночей». Было бы проще сказать, что их календарь был лунным, он встречается у многих древних цивилизаций. К счастью, Плиний Старший более красноречив. Он явно воспроизводит какой-то отрывок из Посидония Апамейского и вот что сообщает: «И месяц, и год, и век, длящийся тридцать лет, начинается у них с шестого дня новой луны. Этот день выбирается по той причине, что луна уже вошла в полную силу, но еще не достигла четверти. На их языке она именуется "всеисцеляющей"»...

Календарь в Византии

Календарь включал в себя три уровня: дни в рамках месяцев, так, как их представлял юлианский календарь Цезаря, месяцы года и летоисчисление. Что касается дней, то они оказались совершенно новыми, ведь неделя теперь была определена солярными месяцами юлианского календаря. Оказал свое влияние рассказ о сотворении мира. Бог создал мир за шесть дней и решил отдохнуть на седьмой. Византия воспринимала неделю очень серьезно: она заканчивалась днем, который у нас называется субботой.

Системы летосчисления Древнего Ирана

Какой бы календарь ни использовался, общество всегда испытывает некоторую потребность соотнести различные важные события с настоящим моментом. Начиная со времени господства Кира, в течение последующих веков, персы датировали события, согласно годам правления того или иного великого царя. Связь с настоящим сразу становилась совершенно ясной, и, кроме того, такая датировка имела то преимущество, что она была понятна любому человеку в империи. Но у такой системы были также и неудобства, а именно, в том случае, когда цари властвовали не более года.

Олимпиада

ОЛИМПИАДА ('Olympias) - у древних греков четырехлетний период между двумя последовательными Олимпийскими играми. Счет времени по олимпиадам был введен около 264 года до н. э. историком Тимеем. Началом первой олимпиады считается 776 год до н. э. (с этого времени велись списки победителей в Олимпийских играх). Хронологией по олимпиадам пользовались Полибий, Диодор Сицилийский, Дионисий Галикарнасский и другие историки.

Календари Древнего Ирана

Иранцы в доисламский период использовали главным образом две различные календарные системы. Измерение времени у Ахеменидов до парфянской эпохи было основано на счете дней, лунных месяцев и лет, в то время как Сасаниды и зороастрийцы использовали календарь, основанный на днях и годах. Для удобства лунный месяц в 29 дней 12 часов 44 минуты в среднем был округлен до 30 дней.

Страницы