Тональпоуалли [пророческий календарь ацтеков]

260 дней пророческого календаря были разделены на 20 тринадцатидневок, составлявших серию из 20 знаков дня, каждый под покровительством какого-то божества, пронумерованных от 1 до 13. Целый пророческий год проходил, прежде чем тот же знак совпадал с той же цифрой.

Каждая из 20 тринадцатидневок начиналась с цифры 1, но находилась под влиянием знака разного дня: тринадцатидневка се Ицкуинтли — «1 Собака», тринадцатидневка се Сипактли — «1 Водное чудовище» ... Обозначение первого дня серии определяло благоприятный, неблагоприятный или не имеющий значения характер каждого. Каждая тринадцатидневка находилась, кроме того, под эгидой одного или двух божеств, чье влияние было ощутимым на все знаки тринадцатидневки. Более того, знаки дня и цифры также имели различное влияние. Так, 7, 10, 12, 13 были благоприятными, в то время как цифра 9 — неблагоприятной, как эквивалент 9 уровней подземного мира; цифра 5 была опасной, поскольку ассоциировалась с перекрестками — местом неприятных встреч с опасными сиуатетео (обожествленными женщинами, умершими в родах).

Знаки Сипактли, Калли, Микистли были неблагоприятными, в то время как знаки Осоматли, Точтли не имели значения.

К такому, уже довольно сложному ансамблю добавлялись другие, не менее богатые символами параметры.

Каждый день был приписан, с одной стороны, к одному из 13 властителей дня, тональтетекутин, сменявшими друг друга в определенном порядке, каждый в сопровождении своей птицы; с другой стороны, одному из 9 властителей ночи, йоальтетекутин, чье доброе или злое царствование длилось с заката до восхода солнца. Вереница властителей дня сменяла друг друга 20 раз (13x20=260) в течение пророческого года; вереница властителей ночи — 29 раз (29x9=261-1=260) с одновременным представлением двух последних властителей ночи. Две группы были, очевидно, связаны с космологическими концепциями ацтеков.

Тринадцатидневки и их покровители

Согласно «Бурбонскому кодексу»

I 1-Кипактли

Тонакатекутли и Тонакасиуатль

II 1-Оселотль  

Кецалькоатль

III 1-Масатль

Тепейоллотли-Тескатлипока и Кецалькоатль

IVI-Шочитль

Уеуекойотль и барабан

V 1-Акатль

Чальчиуитликуэ и колпак Ишкуина

VI 1-Микицтли

Мецтли (Луна)-Тескатлипока и Тонатиу (Солнце)

VII 1-Киауитль

Ниуиээкатль, Тлалок, Чикомекоатль

VIII 1-Малиналли

Майауэль и танцор

IX 1-Коатль

Тлауискальпантекутли и Шиутекутли

X 1-Текпатль

Миктлантекутли и Тонатиу

XI 1-Осоматли

Патекатль и Куаутли-Оселотль

XII 1-Куэцпаллин

Ицтлаколиуки и забросанная камнями пара

XIII 1-Оллин

Ишкуина-Тласольтеотль и Тескат-липока в виде грифа

XIV 1-Ицкуинтли

Шипе Тотек и пернатый змей Кецалькоатль

XV 1-Калли

Ицпапалотль и сломанное дерево в цвету

XVI 1-Коскакуаутли

Шолотль и Тлальчитонатиу

XVII 1-Атль

Чальчиутотолин-Тескатлипока и аскетические практики

XIX 1-Куаутли

Шочикецаль и черный бог танца в виде койота

XX 1-Точтли

Ицтапальтотек и Шиутекутли

Дюран-Форе Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 162-164.