Демиург

ДЕМИУРГ (от греч. dnmioyrgos) - мастер, ремесленник, созидатель. В Древней Греции термин «Демиург» имел сословно-политический характер и применялся главным образом к ремесленным и торговым кругам населения в отличие от знати и земледельцев. В философии термин «Демиург» означает созидающее начало вообще. В теологии Демиургом называют бога - творца мира.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

 

Демиург (ЛГ.Э, 2013)

ДЕМИУРГ (греч. demiourgos — «творящий для народа», т. е. ремесленник, мастер-создатель) — субъект миротворения в теологических, религиозно-философских и ранних натурфилософских космогониях (ВЭФ, МАМ). Прослеживая истоки гностицизма, [Лев] Гумилёв упоминает Демиурга, которого гностики считали ремесленником и приравнивали к Богу Ветхого завета. Они полагали, что он сделал мир халтурно, что он бы рад освободить дух из уз материи, но сделать этого не умеет. Была также гипотеза, что он злобно противится помощи, которую могут ему оказать высшие зоны.

Демиург (Ильичёв, 1983)

ДЕМИУРГ (греч. δημιουργός, буквально — изготавливающий вещи для народа, отсюда — ремесленник, мастер, от δήμος — народ и έργον — работа), термин древнегреческой философии для обозначения «творца» («мастера»), введённый в философский лексикон Платоном в «Тимее» (сравни также «Государство» VII 530 а 7). Демиург — «творец и отец этой Вселенной» (Тимей 28 с), создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческой души, творит космос из со-вечной ему материи («кормилицы», «восприемницы», «пластической массы»), наделённой вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообраз-парадигму — эйдос (28а, 29а). В этом его отличие от бога теистических религий, творящего мир из ничего: ни материя, ни первообраз от Демиурга не зависят. Кроме того, он не всесилен: стремлению ума- Демиурга (см. Hус) устроить всё «как можно лучше» противостоит сопротивление материи в виде детерминистической «необходимости» (ананке)...

Демиург (НФЭ, 2010)

ДЕМИУРГ (греч. δημιουργός, букв. — изготавливающий вещи для народа, отсюда — ремесленник, мастер, от δῆμος  — народ и ἔργον — работа) — термин древнегреческой философии для обозначения «творца» («мастера»), введенный в философский лексикон Платоном в «Тимее» (ср. также «Государство» VII 530а7). Демиург—творец и отец этой Вселенной (Tim. 28с), создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческой души, творит космос из со-вечной ему материи («кормилицы», «восприемницы», «пластической массы»), наделенной вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообраз-парадигму —  эйдос (28а, 29а). В этом его отличие от бога теистических религий, творящего мир из ничего: ни материя, ни первообраз от демиурга не зависят. Кроме того, он не всесилен: стремлению ума-демиурга (см. Нус) устроить все «как можно лучше» противостоит сопротивление материи в виде детерминистической «необходимости» (ананке)...

Демиург (Грицанов)

ДЕМИУРГ (греч. demiourgos - "творящий для народа", т.е. ремесленник, мастер-создатель) - субъект миро-творения в теологических, религиозно-философских и ранне-натурфилософских космогониях. В философский оборот термин "Д." был исходно введен в античной натурфилософии (Филолай, Критий и др.) для выражения творческого характера космогенеза; использован Платоном для интегрального обозначения идеальных сущностей, выступающих в качестве инициирующих факторов космогенеза, и структурирующих косную материю начал: от "нуса" у Анаксагора и "ума" у Крития до комплекса целевой и формальной причин у Аристотеля. В отличие от архаических мифологий и натурфилософии Востока, ориентированной на презумпцию спонтанности космогенеза, западная культурная традиция осмысливает становление космически оформленного мироздания не как самопроизвольный процесс, но как продукт целеполагающей деятельности, что предполагает фиксацию субъекта последнего. Это связано с тем, что если аграрная ориентация традиционных восточных обществ предполагала использование объективных результатов спонтанных процессов (см. древнекитайскую пословицу "не тяни, торопя, лук за перья"), то для ремесленной Греции, где мастер-демиургос творит вещи, напротив, характерен культурный пафос активного преобразования (при строительстве дороги мастера не "обходили" гору, но прорубали ее насквозь или делали ступеньки)...

Демиург (Кириленко, Шевцов)

ДЕМИУРГ (греч. demiurgos — ремесленник, мастер) — мыслеобраз древнегреческой философии, несущий в себе идею, согласно которой «творец и отец этой Вселенной» создает упорядоченный космос из хаоса, первовещества, «материи». Демиург создает также мировую душу, творит разумную человеческую душу и «низших богов», опираясь на вечные образцы — эйдосы. Демиург греческой философии коренным образом отличается от Бога христианства, который не имеет перед собой предварительно идей-образцов творения и материала, Он творит мир «из ничего». Образ Демиурга раскрыт Платоном в «Тимее». В неоплатонизме Д.

Демиург (Конт-Спонвиль)

ДЕМИУРГ (DEMIURGE). «Если бы идея о Боге-творце содержала рациональное зерно, — сказал мне однажды Марсель Конш, — древние греки до нее додумались бы...» Действительно, древнегреческие боги не выступали в роли творцов мира: либо потому, что мир вечен (как, например, считал Аристотель); либо потому, что его существование есть результат случайной (Эпикур) или божественной (Платон) организации предсуществовавшей материи.

Демиург (Фролов)

ДЕМИУРГ (греч. demiurgos, дословно — мастер, ремесленник, в переносном смысле — создатель, творец) — в идеалистической философии Платона и в учениях неоплатоников — творец мира, создатель вселенной; одно из определений божества.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 110.

Демиург (Кузнецов)

ДЕМИУРГ (греч. δημιουργός — работающий для народа, творец) — в античной философии (у Платона) личностное творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом; впоследствии отождествлялся с Логосом или Нусом (Умом). Д. играл важную роль в космологических построениях гностицизма и герметической традиции.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 134.