Упанишады

Философия Упанишад

Упанишады – собственно философская часть Вед. Это не книги и не философские трактаты в современном смысле слова. Характерно само название этих произведений (upa-nishad означает дословно «сидение у ног учителя»). В текстах Упанишад подчёркивается, что они представляют собой тайное учение и это знание недопустимо сообщать широкому кругу людей.

Упанишады – это своеобразные тексты, сочинённые различными, часто известными авторами, в различное время и на разные темы. Каждый текст – это изложение философских размышлений того или иного автора, выступающего под именем (или от имени) легендарного или полулегендарного мудреца...

Упанишады и их учение

Заключительным разделом ведийской литературы индийская традиция считает упанишады — группу текстов, объединяющих различные философские и религиозно-философские толкования ведийской мифологии и ритуала. Упанишады назывались ведантой — концом вед; наименование это утвердилось позднее за одной из философских школ, более других претендовавшей на ортодоксальную приверженность древнейшим религиозно-философским воззрениям. Предписания ведийской религии с течением времени подвергались все более конкретной детализации.

Упанишады (СИЭ, 1971)

УПАНИШАДЫ (санскр. упанишад, буквально - сидение около (наставника), в дальнейшем - сокровенное знание, тайное учение) - древнеиндийские трактаты преимущественно этико-философского характера, складывавшиеся, по-видимому, с 8-6 веков до н. э. вплоть до 14-15 веков н. э. как комментарии к текстам вед. Известно свыше 200 упанишад. При всей неоднородности воззрений упанишад для них характерно монистическое осмысление мира (идея о тождестве высшего объективного начала - Брахмана, и высшего индивидуального начала - Атмана).

Упанишады (Фролов, 1991)

УПАНИШАДЫ — один из разделов Вед, древнеиндийские религиозно-философские комментарии к ведическим гимнам, составлявшиеся на протяжении мн. вв. Наиболее древние Упанишады относятся к 7—3 вв. до н. э. Ведические боги и обряды наделяются в Упанишадах философским содержанием, истолковываются как аллегорические изображения человека и вселенной. Вере в переселение душ придается моральный характер. На вопрос о природе высшей реальности, с познанием которой все остальное становится известным, в Упанишадах дается идеалистический ответ: это то, из чего рождено все существующее, то, в чем оно живет после рождения, и то, во что оно уходит после своей смерти; это брахман — духовная основа мира, которой тождественна духовная сущность человека — атман. Чтобы избавиться от круговорота новых рождений на земле, человек, по учению Упанишад, должен отдаться размышлению о единстве своей души (атмана) с брахманом. В Упанишадах получили отражение и материалистические идеи, с которыми приходилось бороться их авторам. Это были идеи, считавшие первоосновой мира одно из материальных начал — воду, огонь, воздух, свет, пространство или время — и отрицавшие существование души после смерти человека. Комментарии к Упанишадам, написанные Бадараяной (2 в. н. э.) и затем Шанкарой (8 в.), стали основой Веданты.

Упанишады (Кузнецов, 2007)

УПАНИШАДЫ (санскр., производно от упанисад, букв.: сидение у ног [учителя во время обучения]) — памятники древнеиндийской литературы, содержащие сокровенное учение, доступное немногим избранным. Их сохранилось более 200 (точное число неизвестно), современные исследователи 123 из них считают подлинными, но по списку, приведенному в Муктика-упанишаде, только 108 принадлежит ведийским школам (шакха), остальные называются «сектантскими». Составлялись У. в стихах и прозе с VIII или IV вв. до н.э. по XVI в.