Каналы

 

Канал

КАНАЛ, искусственное русло (водовод) с безнапорным движением воды, обычно устраиваемое в земляной выемке или насыпи. Один из гл. элементов территориального перераспределения водных ресурсов. По назначению различают каналы: судоходные (например, Беломорско-Балтийский, Волго-Донской, Суэцкий, Панамский), оросительные (Каракумский), осушительные, водопроводные (Иртыш – Караганда), энергетические (деривационные), подводящие воду к ГЭС, комплексного назначения (канал имени Москвы).

Панамский канал

ПАНАМСКИЙ КАНАЛ - искусственный водный путь, прорытый в Центральной Америке через Панамский перешеек, соединяющий Атлантический океан с Тихим. Идея прорытия канала относится к началу 16 века, но лишь с развитием капитализма возникла реальная возможность его строительства. В 1846 году США навязали Колумбии (бывшая Новая Гранада) неравноправный договор, по которому получили право беспошлинного транзита через Панамский перешеек, "гарантировав" взамен нейтралитет перешейка и суверенитет Колумбии над ним.

Кильский канал

КИЛЬСКИЙ КАНАЛ - сооружён Германией на территории Шлезвиг-Голштинии, отторгнутой от Дании в 1864 году; соединил Балтийское море с Северным; открыт для судоходства в 1895 году. Сооружение канала преследовало военно-стратегическую цель: предоставить Германии возможность скрыто осуществлять быстрое передвижение своего военного флота из Балтийского моря в Северное и обратно. Для торгового мореплавания сокращение пути следования судов также имело существенное значение. Несмотря, однако, на роль канала в международном торговом мореплавании, международно-правовой режим его был установлен лишь после первой мировой войны. До этого Германия относила Кильский канал к своим внутренним водным путям с применением разрешительной системы для прохода через канал иностранных судов...

Панамский канал

ПАНАМСКИЙ КАНАЛ. - По соглашению, заключённому в 1846 году между США и Новой Гренадой (ставшей впоследствии республикой Колумбия), США было предоставлено право свободного транзита через Панамский перешеек по всем путям сообщения, существующим или могущим быть сооружёнными в будущем, взамен чего США гарантировали нейтралитет перешейка (см. Американо-колумбийские договоры). В 1849 году представитель США в Гватемале без соответствующих полномочий своего правительства заключил с правительством Никарагуа конвенцию, согласно которой США получили исключительное право на сооружение транспортного пути между Караибским морем и Тихим океаном. На протяжении этого пути США могли возводить укрепления и содержать войска, а в случае участия США в войне закрыть канал для неприятельских военных и торговых судов...

Суэцкий канал

СУЭЦКИЙ КАНАЛ. - В 1854 году бывший французский консул в Александрии Лессепс получил от паши (правителя) Египта фирман, предоставлявший Лессепсу исключительное право организовать общество для сооружения и эксплуатации канала. Согласно этому фирману и последовавшему за ним фирману 1856 года, устанавливавшему права и обязанности общества, канал в качестве нейтрального пути следования судов должен был быть открыт для всех торговых судов на совершенно одинаковых основаниях.

Каналы международные

КАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ - В международном позитивном праве не содержится постановлений, которые определяли бы правовой режим для международных каналов вообще. В равной степени и критерии, в силу которых каналы признаются международными, не упоминаются в международных актах. Юридическая литература отличает международные каналы от проливов, причём рядом исследователей подчёркивается, что прорытие канала на территории какого-либо государства и создание искусственных сооружений не могут отразиться на суверенитете этого государства в отношении территории, отведённой под устройство канала.