Суэцкий канал

СУЭЦКИЙ КАНАЛ. - В 1854 году бывший французский консул в Александрии Лессепс получил от паши (правителя) Египта фирман, предоставлявший Лессепсу исключительное право организовать общество для сооружения и эксплуатации канала. Согласно этому фирману и последовавшему за ним фирману 1856 года, устанавливавшему права и обязанности общества, канал в качестве нейтрального пути следования судов должен был быть открыт для всех торговых судов на совершенно одинаковых основаниях. Фирманы, полученные Лессепсом, подлежали утверждению турецким султаном, которому в связи с этим пришлось испытать дипломатическое давление со стороны двух боровшихся между собой держав: Франции, добивавшейся утверждения концессии Лессепса, и Англии, стремившейся к её отмене. В конечном итоге лишь в 1866 году Исмаилу паше (...) удалось получить от султана утверждение, с некоторыми изменениями, фирманов 1854 и 1856 годов. В соответствии с этим 22. II 1866 года был заключён новый концессионный договор между правительством Египта и Лессепсом, а 19. III 1866 года данный договор был санкционирован Турцией. Договор 1866 года воспроизводил положение о том, что канал является частью территории Египта, и устанавливал свободу прохода через канал всех судов без какого-либо различия, т. е. и судов военных. Срок концессии был определён в 99 лет, считая, согласно постановлениям фирмана 1854 года, с момента открытия канала. Утверждение концессии Турцией дало возможность форсировать работы по сооружению канала, 17. XI 1869 года последовало его открытие. Однако англо-французские споры в вопросе о Суэцком канале продолжались. В целях ослабления французского влияния английское правительство было готово подчинить Суэцкий канал международному контролю; с другой стороны, оно сделало не увенчавшуюся успехом конфиденциальную попытку приобрести французские акции в Обществе Суэцкого канала. Но в 1875 году английскому премьер-министру Дизраэли удалось приобрести из общего числа 400 тысяч акций Общества Суэцкого канала 177 642 акции, принадлежавшие египетскому хедиву. Дальнейшее укрепление английских позиций в Обществе Суэцкого канала последовало в результате заключения в 1883 году соглашения между обществом и английскими судовладельцами, по которому были произведены расширение канала, снижение тарифов, увеличение числа английских представителей в органах управления делами общества и т. д. Вместе с тем вопросы Суэцкого канала стали предметом занятий международных конференций.

По инициативе Турции на разрешение международной конференции с участием России, Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии, Греции, Турции, Испании, Швеции, Норвегии, Италии, Австро-Венгрии и Германии был передан спор о методах измерения вместимости судов в целях взимания сборов при прохождения судов через Суэцкий канал. Рекомендации этой конференции, собравшейся в Константинополе в 1873, сохранили своё значение и по настоящее время. В конце того же 1873 указанными выше государствами была опубликована совместная декларация, подтверждавшая, что Суэцкий канал является открытым для военных судов, равно как и для судов, перевозящих войска. По существу это означало, что Суэцкий канал утрачивал характер постоянного нейтралитета, и во время русско-турецкой войны 1877-78 возникло опасение, что военные действия могут распространиться на Суэцкий канал. Однако правительство России 30. V 1877 в ответ на обращение правительства Великобритании заявило, что оно не будет блокировать канал или чем-либо угрожать его судоходству. В 1882 на конференции шести держав - России, Великобритании, Франции, Австро-Венгрии, Италии и Германии (с последующим привлечением Турции), собравшейся в Константинополе в связи с египетским кризисом 1881-82 (см.), была принята резолюция о целесообразности организации международного контроля в отношении Суэцкого канала. Однако оккупация Египта Англией лишила принятую резолюцию практических последствий. Спустя год Англия обратилась к участникам конференции 1882 с предложением созыва новой конференции в целях принятия соответствующего акта на основе разработанных Англией принципов. Это обращение не встретило поддержки других стран, и конференция не была созвана. В начале 1885 вопрос о регламентировании режима судоходства по Суэцкому каналу был возбуждён Францией в связи с предложением Англии созвать международную конференцию по вопросу о реорганизации финансов Египта; на состоявшейся конференции была выделена комиссия в составе представителей России, Великобритании, Франции, Голландии, Испании, Турции, Австро-Венгрии, Италии и Германии для установления регламента судоходства по Суэцкому каналу. Эта комиссия начала свою работу 30. III 1885, но лишь 29. X 1888 (после заключения в 1887 англо-турецкого соглашения, в котором была предусмотрена свобода судоходства по Суэцкому каналу) государства, имевшие своих представителей в составе комиссии, подписали в Константинополе конвенцию относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу. Согласно конвенции 1888 Суэцкий канал должен был всегда оставаться свободным и открытым как в мирное, так и в военное время для всех торговых и военных судов без различия флага. В соответствии с этим договаривающиеся государства обязались не допускать никаких нарушений свободного использования канала как в мирное время, так и во время войны. Блокада канала признавалась недопустимой. В военное время свободный проход через канал должен был предоставляться даже военным судам воюющих государств; однако в канале, в его выходных портах и в водах, прилегающих к этим портам на протяжении 3 миль, воспрещались военные действия, могущие создать затруднения для свободного судоходства в канале. В отношении свободного использования канала договаривающимися государствами должен был применяться принцип равенства, и ни одно из них в могущих быть впоследствии заключённых в отношении канала соглашениях не должно было стремиться к получению каких-либо преимуществ или выгод - ни территориальных, ни торговых. Конвенция не создала постоянно действующего международного органа, но она предусмотрела, что наблюдение за выполнением её постановлений возлагается на представителей подписавших конвенцию государств в Египте. Со стороны представителей Великобритании при подписании конвенции 1888 была сделана оговорка, сохранявшая за Великобританией свободу действий на время оккупации Египта британскими войсками. Согласно англо-французской декларации относительно Египта, подписанной 8. IV 1904, Англия заявила об отмене оговорки, сделанной ею к конвенции 1888, признав для себя обязательность Константинопольской конвенции, касающейся свободы прохода по Суэцкому каналу. Во время русско-японской войны положение военных судов воюющих государств было уточнено двумя нотами египетского правительства от 10 и 12. II 1904. После окончания первой мировой войны, во время которой Суэцкий канал был объектом нападения со стороны вооружённых германо-турецких сил, права, принадлежавшие по конвенции 1888 Турции, перешли согласно постановлениям мирных договоров к Египту, причём Севрский, а затем и Лозаннский мирные договоры предусмотрели возобновление действий упомянутой конвенции во взаимоотношениях между Турцией и государствами, являвшимися участниками указанных мирных договоров. В англо-египетских переговорах, предшествовавших декларации от 28. II 1922 о самостоятельности Египта, возбуждался вопрос о продлении срока действия концессии, предоставленной Обществу Суэцкого канала, ещё на сорок лет. Однако соглашения по этому вопросу достигнуто не было. По англо-египетскому договору 1936 (см.) охрана канала возложена на Англию с предоставлением ей права держать в его зоне войска и самолёты.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Понятие: