Трипитака

Философия буддизма

Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в северо-восточной части Индии в 6-5 веках до н. э. В ходе исторического развития буддизм стал одной из наиболее распространенных религий наряду с христианством и исламом. Согласно буддийской традиции, основателем буддизма является Сиддхартха Гаутама, прозванный Будда Щакьямуни (буквально «Просветлённый мудрец из рода Шакьев»). Уже при жизни личность Будды была окутана легендами. Считается, что перед беременностью мать Сиддхартхи Гаутамы увидела предзнаменование: ей приснилось, что в её тело вошёл белый слон. Она поняла, что родит великого человека. Когда ребёнок появился на свет, отец постарался воспитать его так, чтобы будущий властелин не знал ни в чём ни нужды, ни горя, и не выпускал его из дворца...

Типитака (Ильичев, 1983)

«ТИПИТАКА» [букв.— три корзины (закона)), собрание буддийских текстов на языке пали, так называемый палийский канон (санскр. «Трипитака»). От аналогичных собраний на пракритах и санскрите сохранились только фрагменты. Основа «Типитаки» была изложена на 1-м буддийском соборе в Раджагрихе (около 477 года до н. э.), окончательную редакцию получила на 3-м буддийском соборе в Паталипутре в 3 веке до н. э., записана в 80-х годах до н. э. на Цейлоне.

«Типитака» состоит из трёх разделов: 1) «Виная-питака» («Собрание дисциплинарных правил») содержит в основном правила поведения буддиста, организации буддийской общины; 2) «Сутта-питака» («Собрание текстов») представляет изложение учения буддизма и состоит из 5 частей: «Дигха-никая» («Собрание длинных рассуждений»), «Маджхима-никая»...

Трипитака (НФЭ, 2010)

ТРИПИТАКА (санскр. Tripitaka, пали Tipitaka — «Три корзины [текстов]») — канонические собрания текстов школ классического буддизма, включающие Виная-питаку — «Корзину дисциплинарных правил», Сутра-питаку — «Корзину наставлений» и Абхидхарма-питаку — «Корзину доктрин». Эту трехчастную структуру канонических собраний текстов можно считать линией демаркации между классическим буддизмом (который принято некорректно называть хинаяной — «узкий путь» или «узкая колесница») и теми реформаторскими течениями, которые, стремясь показать свое превосходство над первым, присвоили себе почетный титул махаяна («широкий путь» или «широкая колесница») и создавали другие собрания авторитетных текстов, в значительной мере имитировавшие тексты Трипитаки (прежде всего диалоги Сутра-питаки), но не следовали принципам трехчастного канона. Отдельные компоненты Трипитаки на различных индийских языках, в т. ч на санскрите и гибридном санскрите, а также на среднеиндийских, сохранились в преданиях многих школ раннего буддизма...

Типитака (НКА, 1985)

Каноническая литература известна под палийским названием Типитака (санскритское — Трипитака), что буквально означает „тройная корзина" и переводится обычно так: „Три корзины закона (учения)". По-видимому, тексты, писавшиеся первоначально на пальмовых листьях, держались когда-то в плетеных корзинах. Наиболее полно сохранилась палийская версия Типитаки, созданная школой тхеравадинов, которую многие считают самым ортодоксальным направлением в буддизме.

Типитака (Кузнецов, 2007)

ТИПИТАКА (пали), Трипигака (санскр. — букв.: три корзины) - свод буддийских канонических текстов, существовавший в различных вариантах, поскольку каждая буддийская школа стремилась создать свой канон; большинство их не сохранилось. До нашего времени дошли палийский канон, названный так потому, что был записан на языке пали на Цейлоне (современная Шри-Ланка) в I в. до н.э., принадлежавший школе тхеравада, и канон махаянских школ сарвастивады, махасангхиков и др., записанный на санскрите, но сохранившийся не полностью и только в китайских и тибетских переводах.