Типитака (Ильичев, 1983)

«ТИПИТАКА» [букв.— три корзины (закона)), собрание буддийских текстов на языке пали, так называемый палийский канон (санскр. «Трипитака»). От аналогичных собраний на пракритах и санскрите сохранились только фрагменты. Основа «Типитаки» была изложена на 1-м буддийском соборе в Раджагрихе (около 477 года до н. э.), окончательную редакцию получила на 3-м буддийском соборе в Паталипутре в 3 веке до н. э., записана в 80-х годах до н. э. на Цейлоне.

«Типитака» состоит из трёх разделов: 1) «Виная-питака» («Собрание дисциплинарных правил») содержит в основном правила поведения буддиста, организации буддийской общины; 2) «Сутта-питака» («Собрание текстов») представляет изложение учения буддизма и состоит из 5 частей: «Дигха-никая» («Собрание длинных рассуждений»), «Маджхима-никая» («Собрание рассуждений средней длины»), «Самьютта-никая» («Собрание связанных рассуждений»), «Ангуттара-никая» («Собрание рассуждений, большее на один член»), «Кхуддака-никая» («Собрание коротких рассуждений») — учение буддизма в его наиболее первонач. форме (как лишённая философского и мифологического обрамления этико-практическая доктрина); 3) «Абхидхамма-питака» — излагает учение буддизма в более спекулятивно-схоластической манере.

Хотя «Типитака» представляет канон одной из сект хиная-ны — тхеравадинов (старейших), в силу своей древности и сравнительно большей сохранности она служит важнейшим источником для изучения первоначального буддизма. «Типитака» содержит важнейшие сведения по истории и культуре древней Индии вообще. К «Типитаке» тесно примыкает обширное число комментариев.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н., Язык пали, М., 1965 (лит.), см. также лит. к ст. Буддизм.