Понятие

...Философские понятия — дух, материя, субстанция и т. п. — суть
«идолы и фетиши познания», порождённые трудовыми отношениями
в определенную эпоху и не имеющие смысла за её пределами


Богданов А.А. 
«Очерки по философии марксизма», СПБ, 1908, с. 215—242
.

 

 

Понятие: общая характеристика (Горский, 1954)

Логическое мышление обычно состоит не из отдельных, изолированных мыслей, оно представляет собой различные связи мыслей. Отдельными звеньями этих связей являются суждения. Примеры суждений: «Логика — философская наука», «Научная система земледелия — условие высокой урожайности растений».

Будучи единой мыслью, суждение имеет некоторое строение, некоторый состав.

Так, из суждения «Логика — философская наука» могут быть выделены в качестве его членов мысли «логика» и «философская наука». И точно так же из суждения «Научная система земледелия — условие высокой урожайности растений» могут быть выделены мысли «научная система земледелия» и «условие высокой урожайности растений»...

«Организм» понятия (Щедровицкий, 1995)

Самое главное в характеристике научного понятия состоит в том, что оно существует отнюдь не в голове того или иного индивида, а является объективным образованием, зафиксированным в знаках и имеющим жесткую иерархированную структуру. Из предшествующего изложения видно, что такая структура может быть представлена в виде ряда плоскостей или элементов, определенным образом связанных между собой, причем в нее могут включаться и включаются знаки различного типа, выполняющие различные функции. Но тем не менее все плоскости этой структуры образуют единое целое. Поэтому всякое понятие или знание можно рассматривать как объективный организм, обладающий своей собственной логикой движения — своими возможностями развертывания. И только весь этот организм в целом образует то, что создает содержание того или иного понятия...

Понятие (Коджаспирова, 2001)

ПОНЯТИЕ — форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства, связи и отношения предмета, явления. Основная функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Понятие неразрывно связано со словом, слова и знаки являются не только выражением понятий, но и средством их образования. Понятия бывают общими и единичными, конкретными и абстрактными. Одной из задач обучения является формирование понятий в рамках изучаемых учебных предметов.

Понятие (Кондаков, 2007)

ПОНЯТИЕ — символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы. По С. Л. Рубинштейну, понятие — это опосредствованное и обобщенное знание о предмете. В отличие от представления, которое дано в индивидуальном сознании в виде образа, понятие есть образование, опосредованное словом и являющееся продуктом исторического развития (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1).

Понятие историческое

ПОНЯТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ - форма теоретического исторического мышления, связанная с идентификацией определенного кластера исторических явлений и его номинацией. Понятие историческое как номинация выражает качественную определенность данного кластера, т. е. то общее, что присуще составляющим его однородным историческим явлениям. Кластер исторических явлений задает предметную область, или объем исторического понятия. Содержание исторического понятия обусловлено методологическими предпочтениями, поэтому в словарях даются различные его определения.

Понятие/предпонятие

ПОНЯТИЕ/ПРЕДПОНЯТИЕ (Conception/Preconception). Соотношение между антиципацией переживания (например, груди) и его реализацией, в случае которой понятие возникает в результате трансформации предпонятия. Предпонятия могут быть либо унаследованными (врожденными в смысле платоновской “идеи”), либо приобретенными на основе предыдущего опыта.

Психоаналитические термины и понятия: Словарь/ Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М., 2000.

Понятие (в логике)

ПОНЯТИЕ – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Напр., понятие «четырехугольник с равными сторонами и равными углами» выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака «иметь равные стороны и равные углы». Понятие (наряду с суждением и научной теорией) – одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека. В естественном языке понятия выражаются посредством описательных терминов вида «объект из универсума (рода) U, обладающий признаком А» (первую часть этой конструкции называют родовым термином, а вторую – видовым отличием)...

Понятие (Ивин, 2004)

ПОНЯТИЕ — общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. Понятиями являются, например, «химический элемент», «закон», «сила тяготения», «астрономия», «поэзия» и т.п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать понятиями, и теми, которые не относятся к ним, не существует. «Астрономия» уже с античности является достаточно оформившимся понятием, в то время как «сила тяготения» до И. Ньютона вряд ли могла быть отнесена к понятиям...

Понятие (Лопухов, 2013)

ПОНЯТИЕ — отображение сущности определенного класса предметов или явлений в некоем слове, знаке, символе. Понятие несет в себе обобщенную информацию об определенном классе предметов, явлений, т. е. понятием обозначается не конкретный предмет, а общие свойства предметов (право, монополия, человек, государство, гуманизм и т. д.). Владея понятиями, человек в состоянии перейти от чувственного опыта и созерцания конкретных вещей к абстрактному мышлению, т. е. глубже проникнуть в суть существующего и происходящего.

Образование понятий

ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ - термин, введенный в философский лексикон Риккертом. Обозначает, по мысли Риккерта, ту особенность понятийных структур, согласно которой в любом понятии обязательно отражается специфическая телеология. Так, формальные особенности целей, которые преследует познающий субъект, выстраивают два вида О.П. Первому виду принадлежит генерализирующее образование, отвечающее духу естествознания. Возникает оно из интереса разума фиксировать повторяющиеся явления и процессы, т.е. общие феномены, хотя ничто на самом деле в точности не повторяется.

Страницы