Понятие (Кондаков, 2007)

ПОНЯТИЕ — символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы. По С. Л. Рубинштейну, понятие — это опосредствованное и обобщенное знание о предмете. В отличие от представления, которое дано в индивидуальном сознании в виде образа, понятие есть образование, опосредованное словом и являющееся продуктом исторического развития (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1). В каждом понятии свернуто особое предметное действие, воспроизводящее предмет познания посредством использования определенных инструментальных средств. Так, обобщенность понятия достигается за счет применения в процессе познания таких умственных действий, как абстракция, идеализация, собственно обобщение, сравнение, определение. В некоторых школах когнитивной психологии произошел отказ от трактовки понятия как мысленного образа или идеи, вместо это оно операционализируется как совокупность определенных существенных признаков, на которые ориентируется индивид, и правил, которые связывают эти признаки и которыми индивид пользуется для достижения тех или иных целей. Постулируется, что при обработке информации происходит сортировка признаков объектов или событий по определенным классам на основе применения того или иного «концептуального» правила (например, задача ото-брать все предметы красного цвета), причем само это правило может быть сформулировано в виде гипотезы (см.: Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996). Виды. Выделяют эмпирические и теоретические понятия. Л. С. Выготский противопоставлял житейские понятия детей, формирующиеся стихийно, и научные понятия, обусловленные их взаимодействием со взрослыми. Также существует разделение понятий на естественные, сложившиеся в ходе исторического развития, и искусственные, специально созданные для исследования процесса формирования понятий в эксперименте. Первую методику исследования образования новых понятий предложил Н. Ах. На этой основе Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым была создана методика двойной стимуляции.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 435.

Понятие: