Рай

Джанна

ДЖАННА (араб. — сад) — аналог рая в исламе; место, где праведники обретут полное блаженство и покой после смерти. Это место также называют: «эдемские сады», «сад вечности», «сад возвышенный», «обитель мира», «благодать», «ал-фирдаус». В Коране дано описание джанны. Это тенистые сады с источниками, каналами и прудами. Там текут молочные и медовые реки; растут пальмовые деревья с разнообразными спелыми плодами, а также гранатовые деревья. Обитатели джанны в богатых одеждах возлежат на «ложах расшитых». Они едят, что пожелают, пьют необыкновенные напитки. Им прислуживают «мальчики вечно юные». Праведникам даны в супруги «черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому» девственницы-гурии, которых не коснулся до них «ни человек, ни джинн» (см. 47:16-17, 55:46-78, 56:11-38, 76:11-22). Различные названия рая в Коране обычно толкуются как обозначения его частей. Свои названия имеют и водоемы: один из главных источников — Салсабиль (76:18). Райское озеро, куда впадают все райские реки,— Каусар. В джанне растут деревья сидр без обычных для них шипов. Там же находится «сидр крайнего предела» — главное райское дерево, являвшееся в видениях Мухаммеду. Джанну охраняют ангелы, глава которых, согласно послекораническому преданию, носит имя Ридван. Отдельные исламские учения джанну описывают как многослойную пирамиду, находящуюся над видимым небом, но ниже престола Аллаха. Подробно описанные чувственные картины райских наслаждений часто толкуются мусульманскими богословами лишь как символы наслаждений духовных.

Рай

РАЙ — место блаженного пребывания душ праведников, Лоно Авраамово, селения праведных. Здесь восседают на троне Бог Отец и Бог Сын, пребывают Богородица, Авраам и другие праотцы, благоразумный разбойник, Силы Небесные, святые и души тех, кто непорочной жизнью и покаянием заслужил это. Благоразумный разбойник — один из двух, распятых на Голгофе вместе с Христом и уверовавший в Него; его пример — знак того, что и грешники могут попасть в рай, покаявшись, тогда как нераскаявшиеся окажутся в аду.

Рай ламаизма

При предельной конкретизации адских мучений, сансариин-хурдэ не дает столь же наглядного представления о небесной награде за добродетели. По-видимому, это является свидетельством того, что учение о рае сложилось в буддизме позднее.

Рай и ад в исламе

Мусульмане, особенно жители пустыни и жарких поясов, представляли рай в виде чудесного оазиса, с его прохладой, чистой и холодной водой, зеленью и фруктовыми садами, где все в изобилии: вкусная еда, питье, шелковые одеяния, реки, текущие молоком, медом и вином. В раю каждому мусульманину припасены гурии — девы с черными глазами, шелковистыми косами, с нежнейшей белой кожей. Они всегда готовы дарить свои ласки, они всегда остаются молодыми и не теряют девственности, их телесная чистота не может быть запятнана вовсе или восстанавливается немедленно после утех.