Цивилизация (Кузнецов, 2007)

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis - гражданский, государственный, общественный) термин, введенный в научный оборот французским просветителем Мирабо в 1756 г. Под этим термином французские просветители подразумевали общество, основанное на началах разума и справедливости. Ц. есть такая стадия в развитии человечества, когда собственно социальные связи начинают доминировать над природными и когда общество начинает развиваться и функционировать на своей собственной основе.

Генезис Ц. по времени совпадает с формированием классового общества, с переходом от собирательного хозяйства к производящему. Ц. не могла возникнуть на базе родового строя, когда человек полностью был связан с родом или племенем, когда родоплеменные отношения были для него священны и неприкосновенны и когда он не мог выйти за их пределы.

Переход от первобытного строя к классовому обществу в результате роста производительных сил означал разрыв кровнородственных связей. Появляется государство, взаимоотношения людей начинают регулироваться не столько традициями и обычаями, сколько юридическими нормами и законами. Общество становится более сложным и более целостным образованием. Духовная жизнь приобретает новое качество: появляется письменность — величайшее изобретение человечества. Возникновение Ц. — качественно новый этап в развитии человеческого общества. С этого времени начинается его подлинная история.

Фундамент Ц. — общественное богатство. Оно состоит из материальных и духовных ценностей. Материальные ценности включают в себя все, что было создано человечеством на протяжении всей его истории: дома, предметы потребления, орудия производства, разные виды транспорта, технику и пр. Духовные ценности включают в себя философские, художественные, этические, эстетические и т.п. произведения, а также обычаи, традиции, короче, все то, что удовлетворяет духовные потребности людей. Это общественное богатство позволяет определенной части общества заниматься интеллектуальным трудом, создавать духовные ценности.

Движение к Ц. нужно рассматривать как процесс становления и наращивания социальной основы, социального потенциала развития общества. Но это возможно лишь при условии преемственной связи поколений людей. Иначе говоря, одним из существенных признаков Ц. является преемственность, одна из причин гибели многих Ц. — отсутствие преемственности.

Ц. имеют и специфические черты в зависимости от исторических традиций, от менталитета народа, от конкретных условий и пр. Важную роль играет в Ц. религия. Мировые религии во многом определили характер Ц., в лоне которых они развивались. Неслучайно ряд исследователи (Тойнби) именуют Ц. по господствующим в них религиям.

Понятие «Ц.» можно рассматривать с точки зрения диалектики единичного, особенного и всеобщего. Так, можно говорить о французской, итальянской, японской, китайской Ц и т.д. или о Ц. европейской, западной, африканской, восточной и т.д. Понятие мировой Ц. охватывает все известные на данном этапе развития человечества Ц.

В современную эпоху идет сложнейшая интеграция различных Ц. Происходит формирование единой мировой Ц. Но вместе с ней сохраняются и локальные Ц.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 672.

Понятие: