Коран (Кузнецов)

КОРАН (араб, «аль-кур'ан» — чтение) - главная священная книга мусульман, стоящая в истории мировой культуры в одном ряду с Библией. По вероучению ислама, К. существует предвечно, до начала времен. Это — несотворенное Слово Аллаха, Божественный первоисточник Писания. Его оригинал находится под престолом Аллаха, который ниспосылал и передавал текст К. пророку Мухаммеду отдельными откровениями через своего ангела Джибраила. Пророческие откровения Мухаммед получал в течение 23 лет, и первое откровение ему было дано в ночь с 26-го на 27-е число месяца рамадана, ставшего у мусульман месяцем поста (К., 2:181). При жизни пророка текст К. передавался, главным образом, в устной традиции, хотя нередко откровения записывались слушателями, иногда даже по указанию пророка. Знатоки отдельных отрывков назывались «хранителями К.», они помнили многие изречения своего учителя, и нужды в их записи не было.

Согласно мусульманскому преданию, после смерти Мухаммеда возвещавшиеся им откровения хранились преимущественно «в сердцах людей» и только частично были записаны. Но уже при первом руководителе мусульманского государства — халифе Абу-Бакре (632-634) предпринята попытка составления К., которая была поручена бывшему секретарю Мухаммеда Зайду ибн-Сабиту. Зайд собрал воедино все имеющиеся разрозненные тексты К., записанные или хранимые памятью, и сборник, получивший название «ассохоф» (т.е. «листы»), был передан на хранение Хафсе — вдове пророка. Этот сборник предназначался для частного употребления Абу-Бакра и его преемника Омара (634—644), остальные же мусульмане продолжали читать К. по своим отрывкам. Постепенно отдельные редакции стали различаться друг от друга порядком расположения откровений и их количеством, названием некоторых глав, написанием ряда слов и выражений, что вызывало споры. Для устранения возникших разногласий третий халиф Осман (644—656) решил ввести общую и обязательную для всех редакцию К.

Специальная коллегия, возглавляемая Зайд ибн-Сабитом, учредила строго определенный канон сур и аятов К., в который в последующем не вносилось никаких изменений. Этот текст (Мусхаф) был признан единственно полным и подлинным словом Аллаха и впоследствии был официально канонизирован. Самые ранние, сохранившиеся доныне списки относятся к концу VI — началу VIII в. В конце IX в. в тексте появились букворазличительные диакритические точки, а несколько позднее и огласовки, устраняющие разночтения. В X в. были приняты как равнодопустимые семь способов рецитации (чтения нараспев) К.

К., написанный на классическом арабском языке, состоит из 114 сур (от араб, ассура — ряд, ранг), т.е. глав разной величины, имеющих свои названия. Суры, в свою очередь, делятся на аяты (от араб, айа — знак, чудо, знамение), т.е. стихи. Всего в К. по разным вариантам счета, от 6204 до 6236 аятов.

Так как жизнь и деятельность Мухаммеда после начала им проповеди ислама проходила и в Мекке, и в Медине, то суры традиционно подразделяются на «меккинские», ниспосланные в Мекке, до хиджры * (610 — 622 гг. — 90 сур), и «мединские», явленные в Медине (622—632 гг. — 24 суры), которые в большинстве своем длиннее меккинских. Меккинские суры, относящиеся к раннему периоду жизни пророка, — это короткие обращения, исполненные поэтической красоты и силы. В них основное внимание уделяется проповеди единобожия (ат-таувхид), рассказам о загробной жизни (вал-ахират), обличению язычников. Мединские же суры, относящиеся к концу жизни пророка, спокойны и размеренны, в них преобладают правовые вопросы, отражена полемика с иудеями и христианами (с приверженцами писания — ахл ал-китаб), изложены обязанности мусульманина.

Суры в К. располагаются не по содержанию и не по времени их появления, а в большинстве своем в убывающем порядке количества стихов в каждой из них. Сначала идут самые длинные строки. Сюда относится вторая сура «аль-Бакара» (Корова») — 286 аятов, связанная с историей Мусы-Моисея, от которого иудеи требовали точного описания коровы, пригодной для жертвы Богу. В этой суре собрано большинство предписаний, касающихся совершения культа. Самыми короткими являются 103, 108 и 110-я суры, в которых всего по три аята. Исключение при этом составляет первая сура «аль-Фатиха» («Открывающая»), имеющая всего семь аятов. Она представляет собой небольшую молитву, в которой содержатся кратчайшие формулировки основных идей ислама и которая выполняет примерно такие же функции, как «Отче наш» в христианстве.

По содержанию в К. нашли отражение доисламские воззрения (языческие, иудаист- ские, христианские и др.), древнеарабский фольклор, эсхатология ислама, мусульманское законодательство. Большая часть К. — полемика в форме диалога между Аллахом и противниками пророка, а также увещевания и предписания к последователям ислама.

Центральная тема К. — утверждение ис-ламских принципов, касающихся обязанностей верующих по отношению к Богу Аллаху, которому следует верно служить и поклоняться. Сущность Бога в К. предстает как «единый творец всего сущего», как первопричина жизни и первотворец мироздания. Догмат о единстве Бога выражен в первой суре «Открывающая»: «...хвала Аллаху, Господу миров милостивому, милосердному, царю в день суда!» (К., 1:2,3,4). Во всей полноте раскрываются в К. свойства Аллаха через его именаэпитеты: «Бог! — нет божества, кроме Него, у Него — прекрасные имена» (20:7), «Он — Аллах, творец, создатель, образователь. У Него самые прекрасные имена... Он — великий, мудрый» (59:24). Эпитетов или «прекрасных имен божьих» насчитывается 99 известных и одно сотое имя скрытое.

Определенное место в К. занимают представления о Вселенной, земле, флоре и фауне: «...сотворил Аллах семь небес рядами» (71:14; 67:3), «...сотворил небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней; потом утвердился на троне» (25:60).

В К. отражены и некоторые антропологические представления, дана краткая история человечества и пророчества о ее будущем — страшном суде, воскрешении мертвых, «посмертном воздаянии» и т.д. Содержатся проповеди эсхатологического характера, представления об аде и рае, о предопределении. Согласно К., Бог, прежде чем создать человека, сотворил ангелов и джиннов. Человек, по К., состоит из двух противоположных «сущностей» — телесной и духовной. Первый человек был сотворен Аллахом из праха, «из звучащей, из глины, облеченной в форму» (15:26). В суре «Рассеивающие» объясняется цель создания человека, которая заключается в том, «чтобы они Мне поклонялись» (51:56). В суре «Воскресение» раскрываются вопросы исламской эсхатологии, говорится о «Судном дне», который наступит, «когда ослепится взор, и затмится луна, и объединятся солнце и луна» (75:7, 8, 9).

К. является для всех мусульман главным источником вероучения и культа. В нем содержится свод религиозных, нравственных, гражданских, политических и юридических норм и предписаний, регулирующих все стороны жизни человека и общества. Его принципы касаются не только вероучения и нравственных проблем, но также философии и науки. В К. находят отражение и такие вопросы, как социальная справедливость, экономика, международные отношения.

В К. встречаются противоречия, требующие разъяснений и дополнений. Необходимость пояснения К. вызвала к жизни богословскую дисциплину тафсир (толкование, экзегетика). В процессе изучения К. появилась доктрина о его «неподражаемости», возникла дискуссия о «сотворенности» и «несотворенности», «предвечности».

К. занимал и занимает важное место в религиозной и социально-политической жизни арабо-мусульманского мира. В некоторых странах государственное и законодательное устройство, уклад общественной жизни строго согласованы с принципами и нормами К. К. переведен на многие восточные и европейские языки. Переводы К. на восточные языки появились в X—XI вв. по мере распространения ислама. В настоящее время К. переведен более чем на 60 языков мира.

В России предпринималось несколько попыток перевода К. на русский язык. Первоначально оригиналом послужил французский перевод. Так, А.С. Пушкин, создавая свои «Подражания Корану», пользовался переводом с французского, сделанным русским драматургом, членом Российской академии М.И. Веревкиным. С арабского оригинала К. впервые был переведен казанским востоковедом Г.С. Саблуковым (издавался в 1878, 1894, 1907 гг.) и академиком И.Ю. Крачковским (1963, переиздан в 1986, 1990 гг.). Вышел К. в стихотворном переводе В.М. Пороховой (1991, 1996 гг.). В настоящее время Институтом востоковедения РАН осуществляется новый перевод К. с комментариями.

Примечания

* 16 июля 622 года – начало мусульманского летосчиления – эры Хиджры, т.е. переселения Мухммеда из Мекки в Медину.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 266-268.

Понятие: