Ипостасность

ИПОСТАСНОСТЬ - понятие философии С.Н. Булгакова. Наиболее отчетливо сформулировано в работе 1924 г. «Ипостась и ипостасность» (работа опубликована в «Сборнике статей, посвященном 35-летию научной деятельности П.Б. Струве» в Праге в 1925 г.). Данная категория является переходным моментом от онтологической концепции, изложенной в «Свете Невечернем», к более поздним работам Булгакова (так называемой «малой» и «большой» богословской трилогиям). Как философское понятие термин «И.» связан с учением о Душе Мира в платонизме и концепцией Софии Вл. Соловьева, как элемент теологической конструкции — со сложной для православного богословия проблемой о соотношении между природой (сущностью, …) и Ипостасей внутри Троицы; и с проблемой коммуникации между Богом и миром. По мысли Булгакова, София, как Откровение трансцендентного Божества, должна по своему онтологическому статусу отличаться и от трансцендентной Природы (…), и от тварного мира; кроме того, София не может иметь своей ипостаси — это вносило бы в Троицу четверицу. Поэтому для корректного в догматическом отношении описания положения Софии как особого всеединства, парадигмы и образца тварного мира, необходимо, наряду с природой и ипостасью, рассмотреть еще одно возможное состояние бытия — И. как особое состояние «принадлежности ипостаси», обретение полноты бытия не через свою, но через иную ипостась, «ипостасирование через самоотдание». По своему философскому значению понятие И. чрезвычайно близко пониманию Софии как инобытия Триипостасности, ее «фактуальности», выдвинутое А.Ф. Лосевым, — и для Булгакова, и для Лосева чрезвычайно важно дистанцировать внутритроичное инобытие от инобытия внетроичного, тварного: сближение первого со вторым обозначало бы диссоциацию божественного в твари. Вместе с тем сложность конструкции и неточность формулировок (в частности, не предполагаемая Булгаковым возможность сближения понятия И. с фрейдистской теорией) вызвали резкую критику понятия И. со стороны редакторов сборника в честь Струве (в частности, П.Н. Савицкого) и православных богословов наиболее ортодоксальной ориентации.

Литература:

Булгаков С., прот. Ипостасьи ипостасность/Сборник, посвященный 35-летию научной деятельности П.Б. Струве. Прага, 1925;

Колеров М.А. Братство Св. Софии: «веховцы» и «евразийцы» (1921—1925) // Вопросы философии. 1994. № 10.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 213.

Понятие: