Саньлунь школа

САНЬЛУНЬ ШКОЛА (Саньлунь цзун – «школа трех шастр») – китайская буддийская школа мадхьямики. Название связано с опорными текстами, авторство двух из которых («Чжун лунь» – «О срединном видении» и «Шиэр мэнь» – «О двенадцати вратах») приписывается Нагарджуне (Луншу, 2–3 века), третьего («Бай лунь» – «Рассуждение в ста стихах») – его ученику Арьядеве (Типо, 3 в.), а заслуга их перевода на китайский язык – Кумарадживе (Цзюмолоши, 4–5 века). Основателем школы считается Цзицзан (549–623), предки которого, возможно, были выходцами из Парфии. Основы доктрины школы были изложены им в трактате «Сокровенный смысл трех шастр» («Сань лунь сюань и»), всего же ему принадлежит свыше 40 произведений (сохранилось 27). Следуя в русле учения о «пустотности» всех вещей (шуньявада), Цзицзан описал путь постижения буддийского закона как прохождение учеником трех этапов, на первом из которых обнаруживается невозможность постижения истинной сути учения Будды обычными средствами познания, на втором этапе выясняется относительная ценность учений существующих школ буддийской мысли, а на третьем – систематически излагается т.н. учение о «восьми не» (ба бу), содержащее следующие основополагающие утверждения: «ничто не рождается и не исчезает, все непостоянно и непрерывно, не едино и не различно, не приходит и не уходит». Считается, что Саньлунь школа не получила строгого институционального оформления, но сыграла большую роль в распространении буддизма не только в Китае, но и в Корее и Японии.

Г.А. Ткаченко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 494.