Ассимиляция (Рыбаковский, 2003)

АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio) – уподобление, слияние, усвоение. Термин широко применяется во многих естественных и общественных науках. В широком смысле под ассимиляцией понимается процесс, в ходе которого две (или более) группы, ранее различающиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую общность, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности. Согласно теории  американского социолога Р. Парка, процесс ассимиляции состоит из следующих фаз: контакт, конкуренция, приспособление и собственно ассимиляция. Наряду с ассимиляцией в западной социологии часто используются близкие термины: окультуривание (acculturation) и приспособление (accomodation). Наиболее широкое применение этот термин приобрел для характеристики межэтнических процессов, проявляющихся в том, что группы людей, принадлежащих к уже сформировавшимся этносам, оказавшись в тесном контакте с другим народом  или  в его среде (дисперсно расселенные этносы), воспринимают его язык, культуру, обычаи. В последующих поколениях происходит полная смена национальной самоидентификации (причисление себя к данному народу). Существенным фактором ассимиляции являются межэтнические браки, однако, этническая самоидентификация детей, рожденных в таких браках во многом зависит от национальности супруга-лидера, а также – от ряда конъюнктурных факторов (приоритетов национальной политики на определенной территории). А представляет собой процесс межэтнического взаимодействия и никогда не носит односторонний характер. Даже при очевидности различий в положении ассимилирующего и ассимилируемого народа, определенные изменения претерпевают обе стороны. Процесс ассимиляции может иметь как универсальный, так и частичный характер. Например, при ассимиляции народ может утратить свой язык, самоназвание, традиционную структуру деятельности, но сохранить религиозные верования, некоторые бытовые традиции. Подобный вариант протекания ассимиляционного процесса демонстрирует история создания американской нации. Известны случаи, когда образующие новую общность народы сохраняют и свой язык. Таков опыт создания бельгийской нации. А может проходить естественным и насильственным путем. Естественная ассимиляция – следствие объективных процессов экономического и политического сближения территорий (отдельных регионов и целых государств) и народов, давших мощный импульс их культурному сближению (например, растущая интернационализация мирового хозяйства). Естественная ассимиляция характерна и для мигрантов, которые на своей новой родине вливаются в состав коренного населения, постепенно растворяясь в нем. Принудительная (насильственная) ассимиляции – это проявление определенной национальной политики, имеющей целью уничтожение того или иного этноса как самостоятельной единицы, но не физическим способом. В качестве приемов насильственной ассимиляции используются: ограничение сферы применения национального языка, с последующим полным его изъятием из обращения; искоренение национальных традиций (запрет на празднование национальных, народных праздников, исполнение обрядов); насаждение не свойственных народу видов деятельности и др. Такая политика деформирует мораль, систему ценностей обоих народов, провоцирует ожесточенное сопротивление народа ассимилируемого, его стремление к этнической замкнутости, искусственное “выпячивание” его отличительных черт. Насильственная ассимиляция – потенциальный источник межэтнических конфликтов. Интенсивность ассимиляция не всегда определяется соотношением численности этносов. Так, имеются исторические примеры того, как народ – завоеватель на покоренных территориях принимал культуру побежденных (норманны в Южной Италии, болгары на Балканском полуострове, хамитские племена в Восточной Африке и т. д.), а также того, как малочисленный народ ассимилировал более многочисленный. Один и тот же народ может сам активно ассимилировать другие народы (так, русские ассимилировали собой многочисленные финские и тюркские племена), но в отдельных случаях, особенно при проживании небольшими группами на территории традиционного расселения других народов, может стать объектом ассимиляции. В глобальном плане всю историю человечества можно представить как процесс ассимиляции народов, объединения бесчисленных племен в ограниченное число этнических групп, народов (наций, народностей). Ассимиляционные процессы в России носят взаимный характер, хотя и являются избирательными относительно разных этнических групп. Усиление ассимиляции происходит в период стабильной общественной жизни. Межэтнические конфликты снижают динамику развития процесса ассимиляции.

Е. Сигарева.

Демографический понятийный словарь / Под ред. проф. Л.Л. Рыбаковского. – М.: ЦСП, 2003.  с. 11-13.

Понятие: