Игра (Кузнецов, 2007)

ИГРА — одно из ключевых понятий культурологии XX в. Центральной темой И. становится у И. Хейзинги, в феноменолого-герменевтическом направлении (М. Хайдеггер, Э. Финк, Х.-Г. Гадамер, Ж.-П. Сартр, X. Ортега-и-Гасет), аналитической философии (концепция языковых игр Л. Витгенштейна) и ряде других направлений.

Внимание к феномену И. связано прежде всего с отказом от понимания человека как свободного, независимого от мира наблюдателя, соотносящего себя с ним лишь через теоретические модели (см. Идеал научности). Человеческое отношение к миру не ограничивается только рациональным конструированием; соответственно утилитарные и прагматические понимания И. (И. как способ научения «обращению» с миром) не исчерпывают ее. Особая связь человека с миром состоит в том, что понимание мира является для человека одновременно самопониманием, таким образом в И. выражается понимание человеком мира и себя. При этом И., во-первых, втягивает в себя игроков помимо их воли, преображает их; во-вторых, не может быть объяснена извне: смысл ее — она сама, цель ее — она сама.

И. есть язык трансценденции, полагает М. Хайдеггер. Э. Финк называет И. пятым феноменом человеческого бытия после смерти, труда, господства и любви. Первые четыре — ключевые способы определения человека. И. — существенное свойство человека. «Играть может только человек, ни животное, ни Бог играть не могут... Владея способностью играть, человек может созерцать себя, обретать образ собственной жизни во всей его высоте и глубине задолго до того, как он начинает размышлять и понятийно постигать истину собственного существования...» (Финк). И. - способ общения человека с возможным.

И. истолковывается Х.-Г. Гадамером как способ бытия произведения искусства, пока-зывающий исходную позицию произведения искусства и его восприятия, за счет которого произведение может заговорить с нами. Толкование есть момент жизни произведения — такова его интерпретация И.

С середины XX в. в анализе И. появляется новый мотив — И. может быть имитацией. Стирание граней реального и символического миров в сознании современного человека позволяет легко имитировать И. (см. рассуждения об этом X. Ортеги-и-Гасета в «Дегуманизации искусства» о роли спорта и зрелищ в массовом обществе).

Литература:

Хёйзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992;

Финк Э. Основные феномены человеческого бытия / Проблема человека в западной философии. М., 1988;

Хайдеггер М. Исток художественного творения/ Избранные работы. М., 1993;

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988;

Ортега-и-Гасет X. Дегуманизация искусства. М., 1991.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 176.

Понятие: