Индукция (Рапацевич, 2006)

ИНДУКЦИЯ - в широком смысле слова - форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса. Индуктивное умозаключение сложилось в процессе многовековой общественно-исторической, производственной практики людей. Исследуя явления природы и общества, наблюдая и изучая отдельные предметы, факты и события, люди приходили к общему правилу. От единичных суждений человек шёл к общим суждениям, в которых выражалось знание общего правила, общей закономерности.

Познание окружающего мира и самого себя человек начинает с изучения единичных вещей, явлений, фактов. Идя от частных случаев, он приходит к общему правилу, от фактов - к обобщению. Никакое теоретическое мышление вообще не было бы возможно, если бы человек индуктивным путём не приходил к установлению тех или иных общих положений. Пока человек не изучил на практике различные металлы, он не знал общего правила, по к-рому можно определить пригодность того или иного металла, например, для выделки сверла или ножа. Пока человек не познакомился с отдельными жидкостями, он не мог знать такого общего правила, что «все жидкости упруги». Изучение любых областей внешнего мира человек начинает с исследования единичных предметов, а не с изучения общих положений, общих закономерностей. Это не означает, конечно, что из одних общих правил нельзя логически вывести другие общие правила. Это не означает также, что то или иное общее правило нельзя почерпнуть из книги или из беседы с др. человеком. Но при этом одно ясно, что новые общие правила, полученные логическим путём из старых общих правил, не могли бы возникнуть, если бы не было тех общих положений, которые легли в основу новых общих правил. А исходные общие положения получаются в процессе общественно-производственной практики людей. 

В узком смысле слова термин «индукция» имеет три следующих значения:

1) Индуктивное умозаключение - такое умозаключение, в результате которого на основании знания об отдельных предметах данного класса получается общий вывод, содержащий какое-либо знание о всех предметах класса. Приведём пример.

Натриевая селитра хорошо растворима в воде;

Калиевая селитра хорошо растворима в воде;

Аммиачная селитра хорошо растворима в воде.

Кальциевая селитра хорошо растворима в воде;

Никаких иных селитр больше неизвестно:

Все селитры хорошо растворимы в воде.

В индуктивном умозаключении возможен ход мысли не только от отдельных предметов к общему, но и от подклассов к общему, т. е. от частного к общему. Индуктивное умозаключение выступает в двух видах полная индукция и неполная индукция. Пример полной индукции мы уже привели выше, а сейчас рассмотрим неполную индукцию;

Гелий имеет валентность, равную нулю;

Неон - тоже;

Аргон - тоже;

Но гелий, неон и аргон - инертные газы;

Все инертные газы имеют валентность, равную нулю.

Здесь общий вывод сделан о всём классе инертных газов на основании знания о некоторых видах, т. е части этого класса. Поэтому неполную индукцию иногда называют расширяющей индукцией, так как она в своём заключении содержит большую информацию, чем та информация, которая содержалась в посылках. По этой причине неполная индукция более ценна, чем полная индукция.

2) Метод исследования, заключающийся в следующем: для того, чтобы получить общее знание о каком-либо классе предметов, необходимо исследовать отдельные предметы этого класса, найти в них общие существенные признаки, которые и послужат основой для знания об общем, присущем данному классу предметов; индуктивный метод исследования заключается также и в следующем, исследователь переходит от знания менее общих положений к знанию более общих положений.

3) Форма изложения материала в книге, лекции, докладе, беседе, когда от единичных и менее общих положений идут к общим заключениям, выводам, положениям.

И должна использоваться в учебной деятельности в зависимости от возраста учащихся, от уровня их подготовки. В младших классах дети имеют ещё небольшой объём знаний о мире, поэтому сообщение об исторических фактах, о фактах из жизни природы и общества и т. п. полезно и способствует развитию индуктивного мышления, обогащает опыт ребёнка. Без такой базы учащихся трудно усваивать обобщающие положения. В старших классах к индукции прибегают гораздо реже, в тех случаях, когда нужно показать общую закономерность для всех явлений какой-то группы, но доказательства этого положения ещё нельзя предложить учащихся Применение индукции в обучении является одним из средств сделать обобщающий вывод очевидным, вытекающим из рассмотренных фактов и потому доказательным для учащихся. Однако чрезмерное применение индукции в процессе обучения может привести к дроблению учебного материала на частные факты, с одной стороны, и к отделению их от выводов из этих фактов, с др. Поэтому индуктивный метод познания должен дополняться другим - дедукцией, с помощью которой знание общего положения применяется к изучению отдельных фактов и предметов, сравнением этих фактов и явлений, абстракцией и конкретизацией в процессе познания. Индукция должна всегда сочетаться с анализом, выделением в сходных фактах и явлениях того, что служит основанием общего вывода. Мало, например, обобщить: все металлические вещи в воде тонут или, наоборот, все деревянные плавают, а надо выявить то, что является основанием этих фактов. Именно этим путём приходят к уточнению общих положений (не всегда металлическая вещь потонет - корабль, например) и к открытию законов.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 268-270.

Понятие: