Игра деловая (Рапацевич, 2006)

ИГРА ДЕЛОВАЯ - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение игры деловой - это развёртывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздаётся в игре и каковы цели участников, различаются игры деловые учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные.

Истоки игры деловой прослеживаются вплоть до магических обрядов первобытных людей. Её непосредственный предшественник - игра военная, зародившаяся в XVII веке. Первая управленческая игра («организационно-производственное испытание») была разработана и проведена в СССР в 1932 году. Но серьёзного развития игра деловая тогда не получила и возродилась лишь в 1957 году в США, где была проведена с использованием компьютера.

Ныне игры деловые получают широкое распространение в связи с задачами совершенствования управления, принятия плановых и производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров. Учебная игра деловая позволяет задать в обучении предметный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности и так смоделировать более адекватные в сравнении с традиционным обучением условия формирования специалиста. В этих условиях: 1) усвоение нового знания накладывается на канву будущей профессиональной деятельности; 2) обучение приобретает совместный, коллективный характер; 3) развитие личности специалиста осуществляется в результате подчинения двум типам норм: нормам компетентных предметных действий и нормам социальных отношений коллектива. В таком «контекстном» обучении достижение дидактических и воспитательных целей слито в одном потоке социальной по природе активности обучающихся, реализуемой как игровая деятельность. Мотивация, интерес и эмоциональный статус участников игры деловой обусловливаются широкими возможностями для целеполагания и целеосуществления, для диалогического общения на материале проблемного содержания игры деловой.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 252-253.